Топ-100 Остановить превращение Алматы в пустыню можно только протестом
  • 26 апреля, 09:59
  • Астана
  • Weather icon +6
  • 444,22
  • 476,38
  • 4,82

Остановить превращение Алматы в пустыню можно только протестом

Фото: Facebook

В Казахстане нет эффективных механизмов защиты окружающей среды.

Некогда действительно зеленый город Алматы стремительно меняется, и не в лучшую сторону. Едва ли не ежедневно горожане могут наблюдать вырубку деревьев и кустарников в угоду очередному «модернизационному» проекту властей или капризу крупного бизнеса. Почему превращение «города-сада» в пустыню не подконтрольно обществу? Могут ли алматинцы остановить этот процесс и чем он им грозит? Об этом корреспонденту Total.kz рассказал председатель Экологического общества «Зеленое спасение» Сергей Куратов.

Закрытая информация

ТОТАЛ: В случае с каждой «отмодернизированной» улицей можно долго спорить об архитектурной ценности и экономической целесообразности, но одно утверждение бесспорно. Из-за практически любого «преобразовательного» проекта Алматы лишается своего, пожалуй, главного богатства — деревьев, которым десятки лет. Их безжалостно вырубают. Зеленые еще недавно улицы превращаются в пустыню, где редкие саженцы закованы в пресловутую брусчатку и бордюры. Сергей Георгиевич, вы как специалист отмечаете остроту этой ситуации?

КУРАТОВ: В первую очередь, я отмечаю то, что за многие годы существования казахстанского экологического законодательства у нас не сформировались реальные правовые инструменты защиты окружающей среды. Отсюда и возникают многочисленные проблемы, в том числе и с зелеными насаждениями в нашем городе. Во-первых, жителям должна представляться полная и исчерпывающая информация обо всех планах по строительству, озеленению, изменению ландшафта, архитектуры, парков, водных артерий, набережных рек и т.д. Допустима или не допустима вырубка каких-либо насаждений — это должны решать специалисты с обязательным учетом мнения общественности. Но прежде всего специалисты и общество должны быть информированы. Где сажать деревья, какие именно и сколько, где их нужно или не нужно вырубать? Такой информации нет.

ТОТАЛ: Правильно, мы узнаём об очередном налете на алматинские деревья только когда их уже срубили.

КУРАТОВ: Я бы еще добавил, что посадка деревьев не такое простое дело, как может показаться. Есть виды, которые у нас не приживаются, есть те, что, напротив, растут очень хорошо, есть такие, которые не выдерживают обрезки. Но обычному человеку, желающему помочь своему городу улучшить ситуацию с зелеными насаждениями, информацию взять негде. Должна быть разработана специальная инструкция, где самым подробным образом описано то, как обращаться с деревьями и другими насаждениями. Как их нужно высаживать, удобрять, поливать, ухаживать за ними, сохранять от холодов и т.д. Такая инструкция была в Алматы — потом ее отменили. Отменило Управление природных ресурсов и регулирования природопользования. Это управление и создало инструкцию в 2008 году, оно же ее и отменило безо всяких разъяснений в 2011 году.

Поэтому мы не можем ответить даже на простейшие вопросы. Например: правильно ли осуществляется санитарная обрезка ветвей? Соблюдаются ли научные требования? Не калечит ли она деревья? Определить это сложно, поскольку нет критериев.

Разгул экологической преступности

ТОТАЛ: То есть никто не знает, что конкретно происходит с алматинской флорой?

КУРАТОВ: Из-за отсутствия информации и критериев возникает огромное количество конфликтов. Если же говорить об учете мнения общественности… Вдруг под вашими окнами или в ближайшем сквере начинают что-то строить, оставляя за собой пни. Рядовой горожанин не всегда может оперативно узнать о том, что происходит, кто принял такое решение, почему не спросили жителей. В законодательстве Республики Казахстан прописаны соответствующие механизмы: в Экологическом кодексе, в международных конвенциях, которые наша страна ратифицировала. На самом начальном этапе общественность должна участвовать в процессе принятия решений, в проектах по озеленению, наблюдать за их реализацией, оценивать, насколько они транспарентны и рациональны.

ТОТАЛ: Таким образом, когда деревья рубят без согласования с обществом, нарушаются законы РК?

КУРАТОВ: Да, нарушаются 13 и 14 статьи Экологического кодекса РК. Нарушается Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», тоже 13 статья. Повторюсь: все проекты, меняющие облик города, должны предварительно согласовываться с местным населением. Должна предоставляться открытая и полная информация. Согласно Экологическому кодексу, общественность имеет право участвовать в процессе принятия решений.

Парку «Южный» повезло, повезет ли головному арыку?

ТОТАЛ: Можно ли назвать положительные примеры участия общества в судьбе зеленых насаждений?

КУРАТОВ: Самый свежий пример — история с парком «Южный». Ситуация там развивалась вопреки законодательству, но общественность консолидировалась и организовалась. Буквально — поднялась и остановила это безобразие. Но почему нужно было доводить до конфликтов, почему нельзя было не рубить-валить, а сделать все по уму? Этот парк очень важен для местного населения, поскольку в тех районах не так много зеленых зон.

ТОТАЛ: Какова ваша оценка так называемого проекта реконструкции головного арыка на улице Абая?

КУРАТОВ: Я не специалист по ирригации, но некоторые вещи в этом проекте просто бросаются в глаза, они совершенно очевидны и абсурдны. Во-первых, закрывать арык плитами — явный абсурд. В городе очень сухой воздух, арык хоть как-то увлажнял его. Кроме того, головной арык обеспечивал функционирование всей арычной системы вплоть до Весновки. Возможно, его стоило бы реконструировать как раз в плане восстановления системы арыков, которые от него отходили, а не перекрывать плитами. Плюс на выложенных в сеть схемах видно, что вновь огромное количество деревьев будет окружено асфальтом и плиткой. Зачем это? Не проще было бы сделать побольше газонов? Кроме того, арык долгое время служил источником полива, то есть к нему подводили элементарные тележки с насосами и поливали прилегающие территории. Я считаю, что тот проект, который нам показали как минимум серьезно не продуман. Все разговоры о том, что кто-то может упасть в арык и утонуть, тоже абсурдны. Для предотвращения несчастных случаев существуют ограждения, а утонуть можно и в луже.

Город есть, политики нет

ТОТАЛ: Что в принципе можно противопоставить превращению города в пустыню?

КУРАТОВ: Для начала должна быть элементарная градостроительная политика. Уточню: доступная для ознакомления всем жителям мегаполиса. Политика, кроме того, должна быть внятной. Последние сообщения из этой сферы — просто на уровне анекдота. Сделали пешеходную зону на Панфилова, посадили деревья и буквально на днях объявляют о том, что там собираются прокладывать легкорельсовый транспорт. Спрашивается, зачем тогда тратили деньги на создание пешеходной зоны? Можно было сразу и ЛРТ предусмотреть?

В градостроительной политике обязательно должна быть отмечена и «зеленая» составляющая. Например, в Москве и в Вене около 30% площадей отдается под насаждения. В Стокгольме предусматривается норматив, согласно которому жители должны иметь в радиусе 500 метров от жилища хотя бы небольшой сквер или парк. Такие нормативы необходимо четко прописывать. И опять же, градостроительная политика должна выноситься на обсуждение с населением, экологами, застройщиками.

А у нас территории тех же скверов и детских садов, заботливо засаженные деревьями, с устроенными клумбами и цветниками, внезапно приватизируют, насаждения сносят, все закатывается в асфальт. Что это за политика?

ТОТАЛ: Такое происходит повсеместно. Ты вдруг обнаруживаешь, что вместо аллеи возле твоего дома строят очередной ТЦ, а там, где росли красавцы-клены, с которыми ты с детства привык чуть ли не здороваться, лежит свеженький асфальт.

КУРАТОВ: Вы совершенно правы — происходит повсеместно. Неожиданно вырубают участок в бывшем парке Горького и там строят жилой дом. С какой стати в парке возводится жилье? Нет других земель? Масса брошенных участков, причем приватизированных и брошенных. В городе масса руин — почему их не приводят в нормальное состояние? Масса новых районов, где вначале идет застройка, а потом надо осуществить озеленение, а вы посмотрите, там вообще не высаживают ни деревьев, ни кустарников. То есть опять все начинается с информированности. Нет доступной информации, нет механизмов участия общественности в принятии решений, отсутствует учет мнения горожан. И нет правовых действенных методов защиты. Попробуйте доказать через суд незаконность вырубок! Это будет тянуться годами. Более того, решение судов может годами не выполняться. К тому же срубленные деревья уже все равно не вернешь. Вам скажут: мы, мол, сделали новые посадки за несколько километров от места вырубки. Но экологическая ситуация ухудшилась в этом конкретном месте, и саженцами в другом ее не исправишь. Отсутствие реальных способов защитить зеленые насаждения — главная причина того, что сегодня творится в городе.

Страдают деревья — страдают люди

ТОТАЛ: Как бы вы оценили нынешнее состояние Алматы в плане вырубки и опустынивания?

КУРАТОВ: Здесь я вынужден вновь повториться: нет информации для объективной оценки. Например, в Нью-Йорке давным-давно проведена инвентаризация всех зеленых насаждений, создана открытая база данных. Каждый житель может самостоятельно узнать, какое дерево растет на той или иной территории, сколько ему лет, здорово ли оно, какой породы и т.д. Чтобы сделать объективные выводы о том, насколько изменилась ситуация в Алматы, нужно иметь доступ к подобной базе данных. Аналогичную инвентаризацию в Алматы проводили, но к настоящему моменту она уже устарела. И такой базы данных, как в Нью-Йорке, у нас нет.

Субъективно я считаю: да, ситуация ухудшилась. Идет точечная уплотненная застройка, деревья вырубаются прежде всего во дворах, в бывших детсадах, школах и т.д. Посмотрите, какая активная вырубка происходит вдоль дорог — только ради установки рекламных щитов. Вырубают под стоянки, заезды и въезды. Мы все время говорили о деревьях, но уничтожается и огромное количество кустарников. Кустарники очень важны для гнездования птиц  — естественных врагов насекомых-вредителей. Происходит совершенно варварская стрижка газонов, когда траву выкашивают с корнем. Во многих странах, например, во Франции, высеивают огромное количество луговых трав на городских территориях, где их никто специально не стрижет. Создается красивое поле прямо в центре города. У нас же зачем-то все стригут чуть ли не через каждые 10-15 дней.

В целом же происходит бесконечная неоправданная вырубка, безобразная обрезка крон деревьев. Далеко не всякое дерево может выдержать излишнюю стрижку ветвей. Рубят и так называемые старые деревья, причем их «старость» оценивается весьма сомнительно. В Австралии, например, существует закон о сохранении старых деревьев. За ними ухаживают, их показывают в качестве городской достопримечательности.

ТОТАЛ: Разумеется, безжалостное отношение к природе аукается всем горожанам. Нам попросту нечем дышать.

КУРАТОВ: Прежде всего, вред причиняется растениям. Когда дерево растет в асфальте (плюс у нас есть любители «всаживать» плитку под самые корни), а не в своей естественной среде, нарушается стабильность процесса обмена веществ. Снижается прирост, происходит ускоренное старение, и обратите внимание, в середине лета многие деревья уже желтеют. Страдают деревья — страдают люди. Меньше зеленой массы — меньше кислорода. Больше пыли, открытых мест, где не укрыться от жары, сильней нагревается почва. Что это такое в условиях алматинского климата и алматинского смога, лишний раз подчеркивать нет смысла.

Спаси свой город сам

ТОТАЛ: Получается, сегодня у алматинцев нет других механизмов остановить уничтожение природных богатств, кроме стихийного протеста?

КУРАТОВ: Сегодня уполномоченные органы, по законодательству призванные отстаивать права горожан на благоприятную окружающую среду — природоохранная полиция, экологическая инспекция, природоохранная прокуратура, управление природных ресурсов — действуют крайне неэффективно. У нас нет действенных правовых механизмов. Формально можно обратиться в упомянутые органы, и мы все равно стараемся использовать любые доступные пути. Иногда удается чего-то добиться с помощью официальных структур. Но в настоящий момент этих небольших успехов крайне недостаточно. Механизмы практически не действуют, а массовое уничтожение зеленых насаждений в Алматы продолжается.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×