Топ-100 Скандал в «Болашаке»: было ли соглашение, господин министр?
  • 26 июня, 21:43
  • Астана
  • Weather icon +28
  • 463,77
  • 495,49
  • 5,31

Скандал в «Болашаке»: было ли соглашение, господин министр?

В ЦМП предпочли не раскрывать подробностей ситуации вокруг гарантов стипендиата «Болашак».

Со скандалом, в эпицентре которого оказались АО «Центр международных программ», стипендиатка «Болашак» и два ее гаранта, все далеко не так однозначно, как это пытаются представить уполномоченные лица АО и министр науки и высшего образования РК Саясат Нурбек. В целом история напоминает авантюрный триллер, в котором какая-то из сторон, мягко говоря, лукавит. Корреспондент Total.kz пытался понять, кто именно и почему.

Напомним, скандал начался с того, что 27 мая этого года Макпал Дарибаева и Наталья Воробьева, гаранты бывшей участницы программы «Болашак» Валерии Гавриленко, обратились к главе государства Касым-Жомарту Токаеву с просьбой обратить внимание на факт ущемления их конституционных прав со стороны АО «Центр международных программ». По словам гарантов, в 2019 году, вступив в сговор с работниками центра, Валерия Гавриленко незаконно вывела свои две квартиры из-под залога центра и уехала жить в Великобританию. Официальный документ, разрешающий снять с залога недвижимое имущество, был выдан за подписью первого руководителя ЦМП Жанболата Мелдешова. 

Позже происходящее прокомментировал министр науки и высшего образования РК Саясат Нурбек. По его словам, Гавриленко, историю которой проверяла прокуратура с 2022 по 2023 год, попала в орбиту следствия.

«После того как два гаранта вышли уже открыто в общественное пространство, заявили об ущемлении своих прав, Гавриленко, буквально на прошлой неделе 18 числа подписала соглашение о выплате. Подписано с двух сторон, поэтому включается сейчас период ее выплаты. Она берет на себя обязательства выплатить полностью сумму», — заявил тогда Саясат Нурбек, пытаясь погасить разгоревшиеся общественные эмоции.

Однако после состоявшегося в городском суде Астаны заседания по медиации, то есть мирному урегулированию данного спора, адвокат Айжан Алина, представляющая интересы гарантов Макпал Дарибаевой (женщина к тому же находится в положении) и Натальи Воробьевой, ясно дала понять, что соглашением с Гавриленко дело не закончилось. Причем «Болашак», а точнее его оператор — АО «Центр международных программ» — до сих пор не сформулировал предложения по медиации.

«Мы все с вами услышали, как министр сообщил, что с Гавриленко заключено соглашение. Какое еще он хочет заключить соглашение с ней и с нами — нам это неизвестно. Самое интересное, что на стадии всех переговоров мы встречались и с министром, и с руководителями «Центра международных программ», но нам конкретных предложений не дали. Да, говорили о том, что надо будет договариваться, хорошо, но мы до сих пор не знаем, на каких условиях. Поэтому мне нечего даже прокомментировать — я не знаю», — в буквальном смысле развела руками Айжан Алина.

Гарант Наталья Воробьева рассказала об условиях, при которых она и Макпал Дарибаева готовы пойти на медиацию.

«Мы готовы пойти на медиацию только в одном случае: если из общей суммы долга Гавриленко будет вычтена рыночная стоимость залоговых квартир. Мы сделали перед апелляцией эту оценку — на сегодняшний день стоимость упущенных залогов составляет 25,7 миллиона тенге. Мы требуем, чтобы из общей суммы долга в 29 миллионов тенге была вычтена эта сумма упущенных залогов, а также сумма, которую Гавриленко уже погасила за последний год — 1 миллион 300 тысяч тенге. Только в этом случае мы готовы пойти на медиацию», — подчеркнула Наталья Воробьева.

В целом непонятно, какие могут быть условия к гарантам, если, по словам министра Нурбека, Гавриленко уже нашлась и подписала некое соглашение, что будет выплачивать свой долг. Тут же возникает еще один вопрос: а было ли это соглашение и нашлась ли действительно Гавриленко? Потому что если она действительно вышла на связь с МОН РК еще 18 мая, то почему, когда 27 мая в ЦМП комментировали обращение гарантов к Касым-Жомарту Токаеву, они сразу не успокоили общественность. С этим и рядом других вопросов редакция Total.kz обратилась к председателю правления АО «Центр международных программ» Алие Оспановой.

Мы также поинтересовались, если такое соглашение с Гавриленко имеется в наличии, то кто из должностных лиц его подписывал и на какую сумму.

На оба вопроса — о заявлении пресс-службы ЦМП 27 мая и личности того, с кем было подписано соглашение, а также на какую сумму — в официальном ответе АО, под которым значится подпись и.о. председателя правления Армана Ашкина, со ссылкой на законы «О медиации» и «О персональных данных и их защите» от подробностей уклонились.

«В настоящее время по делу о взыскании задолженности с Гавриленко В.В. проводится процедура медиации, назначенная судом в порядке статьи 179 ГПК РК. Согласно пункту 1 статьи 8 закона РК «О медиации», участники медиации не вправе разглашать сведения, полученные в ходе медиации, без письменного разрешения стороны медиации, предоставившей эту информацию. В соответствии с пунктом 3 той же статьи разглашение участником медиации сведений, ставших ему известными в ходе медиации, без разрешения стороны медиации влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан», — говорится в ответе на запрос редакции.

Третий вопрос редакции Total.kz касался того, кто же так удачно и вовремя для Саясата Нурбека установил местонахождение Валерии Гавриленко — сотрудники какого ведомства и когда именно это произошло. В ответе говорится, что местонахождение должницы установили сотрудники МНВО РК и самого ЦМП в 2024 году. Подробностей опять же нет.

Наконец, четвертым пунктом мы хотели прояснить ситуацию с окончательной суммой долга. Потому что 24 декабря 2021 года Есильский районный суд Нур-Султана постановил взыскать с Гавриленко задолженность в 13 961 507 тенге, расходы по оплате государственной пошлины — 418 845 тенге. То есть всего 14 380 352 тенге. Постановлением судебной коллегии по гражданским делам суда Нур-Султана от 8 апреля 2022 года указанное решение изменено: увеличена взыскиваемая денежная сумма до 26 098 447,52 тенге и госпошлина до 861 249 тенге, плюс добавился штраф в размере 2 609 844,75 тенге.

27 марта Межрайонный суд по гражданским делам в Астане вынес решение по иску АО «Центр международных программ», в котором обязал гарантов Дарибаеву и Воробьеву выплатить 28 570 930 тенге, а также госпошлину — 857 128 тенге. Итого с Гавриленко, Дарибаевой и Вороьбевой хотят взыскать задолженность на сумму 54 669 377,52 тенге, госпошлину — 1 718 377 тенге и штраф — 2 609 844,75 тенге. Почти 59 миллионов тенге, тогда как согласно акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 8 января 2024 года задолженность стипендиата перед ЦМП составляла 28 770 930,27 тенге.

Редакция поинтересовалась, какую сумму в итоге АО «Центр международных программ» намерено взыскать и с кого.

«Окончательная сумма и порядок взыскания задолженности будут определены в медиативном соглашении, которое будет утверждено судом и иметь законную силу (решение суда)», — ответили в ЦМП.

В итоге так и осталось непонятным, существует ли соглашение с Валерией Гавриленко, о котором говорил Саясат Нурбек, в действительности. А если оно существует, то какие могут быть претензии к гарантам, ведь бывшая стипендиатка должна погасить долг перед Казахстаном сама?

Напомним, по информации АО «Центр международных программ», 4 декабря 2015 года на основании решения Республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом №34-4.10 Валерии Гавриленко присудили международную стипендию «Болашак» для обучения в Великобритании в University of Liverpool по программе «Магистратура» по специальности Strategic Communication, где в 2016-2017 году и было пройдено академическое обучение. В качестве залога она предоставила две квартиры. Так как их стоимость не покрывала полную стоимость обучения, за стипендиата официально поручились два «гаранта» — Макпал Дарибаева и Наталья Воробьева.

В мае 2019 года экс-главой ЦМП Жанболатом Мелдешовым, вице-президентом Мейржаном Алпысбаем и начальником юридического департамента Аскаром Шарамбаевым было выдано уведомление о снятии залога с недвижимого имущества якобы в связи с полным исполнением обязательств стипендиата.

В ноябре 2019 года после ухода Жанболата Мелдешова в ЦМП было проведено служебное расследование, по итогам которого и выявили факты преждевременного снятия обременения с залоговой недвижимости. В 2020-м ЦМП направил заявления в соответствующие органы, а именно в Генеральную прокуратуру РК, Антикоррупционную службу РК, Агентство по финансовому надзору РК, департамент экономических расследований для принятия соответствующих мер и привлечения бывших сотрудников к ответственности. Однако в течение двух лет, по информации ЦМП, госорганы не предприняли никаких мер. В 2023 году прокурорская проверка подтвердила факты неправомерного снятия обременения. Однако, несмотря на это, в январе 2024 года столичной прокуратурой было вынесено постановление о прекращении досудебного расследования «за отсутствием в деянии состава уголовного правонарушения».

В апреле 2024 года, по информации ЦМП, АО повторно инициировало заявления в Антикоррупционную службу РК и Агентство РК по финансовому надзору. Также были направлены заявления в Министерство внутренних дел РК, Комитет национальной безопасности РК, а также в Министерство юстиции РК для установления фактического местонахождения Валерии Гавриленко. Однако ни одна структура так и не смогла это сделать.  

К слову, после разразившегося скандала Жанболат Мелдешов заявил в СМИ, что ситуация с Валерией Гавриленко стандартна для программы «Болашак» и она не наносит ущерб ни государству, ни ЦМП. Он подтвердил, что подписал документы о снятии ареста с залоговой недвижимости, так как на них уже были визы его подчиненных.

Экс-глава ЦМП призвал также перестать осуждать сбежавшую в туманный Альбион стипендиатку, а также предположил, что, возможно, происходящая ситуация — это желание лично отомстить ему: мол, это казахские традиции — искать ошибки предшественников. 

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×