Топ-100 Нефтесервисный кластер в Мангыстау: переходя от слов к делу
  • 23 декабря, 13:04
  • Астана
  • Weather icon -6
  • 523,86
  • 544,34
  • 5,11

Нефтесервисный кластер в Мангыстау: переходя от слов к делу

Фото: ria.ru

В Мангистауской области приступили к работе по созданию нефтесервисного кластера. Об этом рассказал аким Мангистауской области Алик Айдарбаев на совещании с участием вице-министра энергетики РК Магзума Мирзагалиева.

Совещание было посвящено вопросам создания нефтесервисного кластера и Центра инжиниринга и подготовки кадров в Мангистауской области. Аким области сообщил, что работа по разработке концепции создания нефтесервисного кластера в Актау начата в 2014 году в рамках исполнения одного из пунктов Плана мероприятий по перспективам развития Мангистауской области и Концепции формирования перспективных национальных кластеров РК до 2020 года, утвержденных постановлением Правительства РК.

«Согласно мнению ряда ведущих консультационных компаний мира Мангистауская область обладает всеми возможностями создания регионального нефтесервисного кластера №1 в Каспийском регионе. Реальными преимуществами региона являются географическое положение, высокий процент инвестиций, вложенных мировыми компаниями – лидерами в металлообработке Keppel, Saipem и Rosetti, наличие большого количества научно-исследовательских и проектных организаций. Уже разработана проектно-сметная документация проекта по созданию Центра инжиниринга для Центральной Азии для подготовки инженеров на базе Каспийского государственного Университета технологии и инжиниринга им.Ш.Есенова совместно с Магдебургским институтом. Мы готовы работать с инвесторами по созданию нефтесервисных производств в регионе, наши проектные организации и производственные компании также заинтересованы в участии, - сказал Алик Айдарбаев.

Аким области предложил обязать проектные компании, задействованные в реализации проектов нефтеразработки в стране, открывать на территории Казахстана филиалы или совместные предприятия, что даст местным организациям реальный шанс участвовать в создании производств. По итогам совещания планируется организавать рабочую группу для интенсивного ежедневного сотрудничества с членами группы от Министерств энергетики, индустрии и новых технологий, акимата Мангистауской области, нефтегазовых и нефтесервисных компаний РК и Каспийского региона, фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», а также назначен управляющий комитет для ежемесячного статуса реализации проекта.

Пока создается рабочая группа и правительство переходит от слов к делу редакция ИА Total.kz публикует краткий экскурс об актуальности вопроса и того, как мы к этому пришли.

Ровно двадцать пять лет тому назад, в самом конце августа 1990 года, по решению Верховного Совета тогда еще КазССР, полностью одобренного первым президентом республики Нурсултаном Назарбаевым, было принято историческое решение о восстановлении двух областей страны, ранее упраздненных в «целях оптимизации органов управления». Так на карте нашего государства в границах столь необдуманно ликвидированной Мангышлакской области появилась новая территориальная единица – Мангистауская область.

Тяжелые времена охватившие все пространство СНГ, конечно же, не обошли стороной и полуостров Мангышлак. Безусловно, в этом было много причин чисто объективного плана. В частности, сказывалось географическое положении региона, его сильная отдаленность от других областей страны. Сейчас об этом мало кто вспомнит, но в то время толком не было даже комфортабельной автомобильной трассы, связывающий полуостров с соседней Атырауской (в ту пору еще Гурьевской) областью. Уже в то время в регионе существовал определенный дефицит воды – в Актау получали опресненную морскую воду, а некоторые населенные пункты ее вообще приходилось возить водовозами. Добавим к этому начавшийся упадок в промышленном производстве и получим достаточно печальную картину того, в каком состоянии пребывала область на заре своего становления.

Благодаря действительно титаническим усилиям, как местных, так и республиканских властей, буквально год за годом развития негативные тенденции сначала удалось существенно притормозить, а в последствии, и вовсе добиться переломного момента.

В 1993 году открылись Актауский политехнический институт, Актауский филиал Атырауского университета, училище искусства. Чуть позже, в 1996 году на базе Актауского политехнического института начал работу Актауский университет, объединивший воедино ряд учебных заведений.

А теперь, бегло взглянем на картину дня нынешнего. На сегодня в Мангистауской области исправно функционирует 141 современная, оборудованная по последнему слову техники школа, в которых обучаются более 108 тысяч учеников. Мангистауская область из аутсайдеров в области образования постепенно выбивается не только на средние, но уже, пожалуй, даже на лидерские позиции в республиканском масштабе.

Последние пять-шесть лет регион переживает мощный рост инвестиционной и производственной активности. В настоящее время  инфраструктура Каспийского побережья стремительно развивается. Работают  морские порты – для уменьшения транспортных расходов по перевозке грузов, машиностроительные заводы – для производства барж, грузовых, промысловых и военных кораблей, выпуска широкого ассортимента оборудования и бытовой техники. Также Мангистау уверенно держит лидерство по количеству успешно реализованных индустриально-инновационных проектов. Прекрасно зарекомендовало себя открытие свободной экономической зоны. В итоге, за несколько лет СЭЗ «Морпорт Актау» стала одним из основных инструментов диверсификации региональной экономики.

Ежегодно, только лишь предприятиями нефтяного сектора области осуществляются платежи в Национальный фонд в сумме порядка 700 миллиардов тенге. Таким образом, общий объем поступлений во все уровни бюджетов с учетом Национального фонда ежегодно составляет не менее 980 миллиардов тенге. Основную долю прибыли дает нефтегазовый сектор, ведь , именно в Мангистауской области сосредоточена четверть геологических имеющихся в республике запасов нефти и около 12 процентов природного газа. Начиная с середины 2000-х годов план по добычи сырья стал выполняться достаточно пунктуально. Однако лишь в 2013 году впервые за несколько лет область перевыполнила план по добыче нефти. В тот год компании добыли около 15 миллионов тонн нефти, и, таким образом, превышение по сравнению с предыдущими периодами составило 2,7%.- Добыча увеличена на старых месторождениях – Жетыбай, Каламкас, Узень и Каражамбас. Наращивание здесь достигнуто за счет модернизации производства и применения новых технологий, способствующих высокому коэффициенту извлечения нефти, – с удовлетворением отметил аким области Алик Айдарбаев, отдавший созидательной работе на полуострове практически всю свою сознательную жизнь.

По предварительным данным, только за девять месяцев этого года 2015года было добыто порядка 13,4 миллиона тонн нефти. Это значит, что углеводородный сектор региона по-прежнему обеспечивает значительный объем поступлений в государственный бюджет и является одним из перспективных с точки зрения применения инновационных методов развития и управления.

Экономически развитые страны в период становления в качестве наиболее эффективных подходов в поступательном и рациональном развитии своих производственных сил использовали кластерный метод. Преимущества для инноваций и роста производительности сильнее про­являются в кластере, чем в изолированно расположенных компаниях. Участие в кластере дает преимущества фирмам в доступе к новым технологиям. Входящие в кластер фирмы быстро узнают о прогрессе в технологии, доступности новых комплектующих изделий и оборудования, о новых концепциях в обслуживании и маркетинге. Им помогают постоянные взаимоотношения с другими членами кластера, взаимные посещения и личные контакты.

Западный Казахстан является регионом, где имеются все благоприятные предпосылки для создания и функционирования кластеров,. Потенциальные геологические запасы в подсолевых отложениях Актюбинской области, шельфовой зоны Каспия, недр Мангистау, полуострова Бузачи и прибортовой зоны Прикаспийской низменности позволяют рассматривать Западный Казахстан как одну из перспективных баз нефтедобычи страны.

На территории этого региона находятся Атырауский нефтеперерабатывающий завод, нефтехимический завод АО «Полипропилен», а также Актауский завод пластических масс, газоперерабатывающие заводы. Созданию этого кластера способствует также наличие кадрового, научно-технического персонала, производственной, коммуникационной и финансовой инфраструктуры.

Комбинация факторов производства предприятий нефтяного сектора является конкурентным преимуществом среди других отраслей экономики и служит основой для развития инновационных процессов в этом секторе экономики.

Организация инновационной структуры кластера дает возможность снижения совокупных затрат на научные исследования и их разработку, что позволяет участникам кластера стабильно и последовательно осуществлять инновационную деятельность в течение продолжительного периода времени. Кластерная форма организации инновационной деятельности приводит к созданию особой формы инновации - «совокупного инновационного продукта». Такая специ­фичная форма инновации является результатом совместной деятельности нескольких фирм или научно-исследовательских институтов, что способствует ускорению их распространения. По этой причине,  в нефтяной кластер будут включены научно-исследовательские институты, учебные центры, финансово- кредитные институты, обеспечивающие разработку новых технологий, оказывающие финансовые, консалтинговые, инжиниринговые и другие услуги.

Взаимодействие внутри инновационного кластера осуществляется на основе вертикальных (цепь покупок и продаж), а также горизонтальных связей (передача опыта в использовании подобных специализированных процессов, технологий и процессов). Именно взаимодействие внутри инновационного кластера,  способность его участников эффективно использовать внутренние и мобилизовать внешние ресурсы влияет на конкурентоспособность  инновационного кластера.

В эффективно функционирующих инновационных кластерах ускоряется инновационный процесс, а у участников кластера развиваются такие преимущества, как восприимчивость к инновациям, рационализация бизнеса, опережающий рост производительности и т.д

Основными функциями финансового капитала, работающего в инновационных кластерах, являются организация и обслуживание денежного оборота, концентрация необходимых объемов финансовых ресурсов на определенных направлениях и в сферах деятельности компаний - участниц инновационного кластера, причем не столько в целях извлечения максимальной прибы­ли, сколько в целях изыскания внутренних резервов для обеспечения непрерывности воспроизводственных процессов.

Кроме того, кластеру по аналогии с трастовыми организациями необходимо создать собственную финансовую структуру, которая бы решала его финансовые задачи. В ней можно будет аккумулировать амортизационный фонд участников кластера, пенсионные отчисления, осуществлять иммобилизацию средств в соответствии с задачами кластера, создать страховую компанию, защитить интересы участников кластера.

Помимо этого кластер способствует развитию специализированных производств, прежде всего сервисного и обслуживающего характера. Крупные компании и фирмы, как правило, испытывают острую необходимость в оборудовании, технологиях, материально-сырьевых ресурсах и т. п., что создает определенную нишу на рынке для небольших фирм с инновационной направленностью, которые и становятся генератором конкурентных преимуществ.

Основой экономического роста Республики Казахстан в современных условиях является обеспечение развития нефтяного сектора Республики Казахстан, которое невозможно без внедрения инновационных проектов. Основными направлениями здесь являются: увеличение объемов добычи углеводородов; улучшение состояния сырьевой базы и ее использования; глубокая и комплексная переработка углеводородов; создание перерабатывающих производств с выпуском высокотехнологичных, экспортно-ориентированных светлых нефтепродуктов; обеспечение экологической безопасности деятельности предприятий этого сектора. Для проведения данных мероприятий в нефтяном секторе республики необходима государственная поддержка, направленная на совершенствование законодательной базы, регулирующей про­ведение нефтяных операций; привлечение инвестиционных ресурсов, для модернизации и обновления нефтяных производств; создание перерабатывающих производств, позволяющих производить нефтепродукты и синтетические материалы.

Экономическое развитие подразумевает активную поддержку со стороны Правительства РК преимущественно тех производств и предприятий, которые способны стать точками роста и повлиять на другие сектора экономики. Зарубежный опыт подсказывает, что в нынешних усло­виях целесообразно уйти от отраслевого подхода в развитии экономики в сторону территориально-отраслевого. Именно сети, сопутствующих производств на основе конкурентоспособных производств формируют кластеры. Поэтому роль властных структур заключается не столько в эле­ментарном выделении льгот и преференций, сколько в стимулировании развития данного кластера за счет малого и среднего бизнеса, организации информационной и консалтинговой инфраструктуры и в целом развития конкурентной среды на основе прежде всего совершенствования законодательства.

Таким образом, для эффективного функционирования и развития кластеров необходимо:

1. Разработать и обеспечить стратегию повышения конкурентоспособности биз­неса в Казахстане на основе сетевых и кла­стерных структур и технологий;

2. Разработать и обеспечить норматив­ную и законодательную базу для формиро­вания кластерных структур;

3. При создании кластеров учитывать объем рынка на национальном, региональ­ном, мировом уровнях, факторы спроса и предложения, их прогноза, анализ рента­бельности, ценовой конкурентоспособно­сти и потенциального воздействия па эко­номику страны;

4. Определить орган исполнительной власти, отвечающий за разработку и реа­лизацию кластерной политики;

5. Провести анализ законодательной и нормативной правовой базы и внести предложения по ее изменению и дополнению в целях формирования институциональной среды для развития территориальных про­изводственных и отраслевых кластеров, а также правовой и судебной поддержки процесса их создания;

6. Разработать меры, в том числе в об­ласти налоговой, бюджетной, кредитной политики, стимулирующие создание кла­стерных образований и учитывающие ре­гиональные особенности ведения хозяй­ственной деятельности;

7. Ускорить принятие нормативных пра­вовых актов, определяющих основные на­правления развития кластерной политики, систему мер, направленных на ее реализа­цию, а также иных документов, регулиру­ющих формирование и функционирование кластеров;

8. Реализовать кластерный подход при подготовке программ и мероприятий освоения новых территорий добычи полезных ископаемых;

9.  Создать программу содействия вы­ходу отечественных кластеров на внешние рынки, включающую систему защитных мер в условиях нарастающей международ­ной конкуренции и вступления в ВТО;

10. Разработать меры по информаци­онному и методическому обеспечению кластерной политики, в том числе по из­учению, обобщению и распространению отечественного и международного теоре­тического и практического опыта в обла­сти кластеризации.

Ресурсно-зависимая модель развития не может трансформироваться в информационную высокотехнологичную модель, минуя этапы развития производств по переработке минерального сырья до конечной продукции с высокой добавленной стоимостью. Реструктуризация экономики - длительный процесс. Поэтому формирование и развитие минерально-сырьевых кластеров в настоящее время представляется  наиболее быстрым способом вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира

Учитывая значимость региона для экономического развития Республики Казахстан, особое значение для его развития имеет Концепция формирования перспективных национальных кластеров, утвержденная  11 октября 2013 года постановлением Правительства Республики Казахстан.

Кластерный подход связан с созданием новых производств и услуг с высоким уровнем добавленной стоимости и наукоемкости, усиливающих конкурентные преимущества страны на мировом рынке. Преимущество кластерного подхода заключается в ориентации на развитие высокотехнологичного и инновационного бизнеса, а также укрепление межведомственного и межотраслевого взаимодействия. В настоящей Концепции отражены цели, задачи и направления развития перспективных национальных кластеров Республики Казахстан с учетом Стратегии «Казахстан – 2050: новый политический курс состоявшегося государства».

Под перспективным национальным кластером понимается взаимовыгодная кооперация компаний и организаций частного сектора, научно-исследовательских и инжиниринговых организаций, инвесторов, финансовых институтов и специальных территорий развития (специальные экономические зоны (далее – СЭЗ), технопарков, индустриальных зон (далее – ИЗ)), объединенных для производства конкурентоспособной, инновационной продукции и услуг, основанных на современных технологиях и бизнес-моделях.Настоящая Концепция разработана в целях формирования институциональных, методологических, организационных основ для развития перспективных национальных кластеров, их научно-образовательной, инфраструктурной и кадровой поддержки.При этом кластерный подход не заменяет отраслевой подход развития экономики, а дополняет государственную отраслевую политику. Принцип организации инновационных кластеров в Казахстане на базе новых компетенций (технологий и продуктов, знаний и навыков) будет способствовать повышению конкурентоспособности отраслей, сфер, компаний и регионов страны.

Вхождение отечественных кластеров в глобальные цепочки поставок позволит существенно поднять уровень национальной технологической безопасности, повысить качество экономического роста, международной конкурентоспособности бизнеса, входящих в состав кластеров.

Повышение конкурентоспособности на основе кластерного подхода получило широкое распространение в стратегиях развития большинства стран мира. Это показывает анализ более 500 кластерных инициатив, реализованных за последние 10 лет в 20-ти странах мира.На сегодняшний день «лучшие практики» инновационных кластеров сосредоточены в Соединенных Штатах Америки (далее – США), Европейском союзе (далее – ЕС) и Юго-Восточной Азии. По оценке экспертов к настоящему времени кластеризацией охвачено около 50% экономик ведущих стран мира.

Яркими примерами новых форм пространственной организации являются инновационные центры и кластеры: силиконовая долина, кластеры конкурентоспособности Франции, кластеры Финляндии, международный кластер Эйндховен–Левен–Аахен (ELAt), Биотехнологическая долина, кластер судостроения в Южной Корее, машиностроительные кластеры Японии, «Шанхайская зона» Китайской Народной Республики (далее – КНР).

Анализ мировой практики в области формирования и реализации кластеров показывает:

1) применение кластерного подхода является закономерным этапом в развитии экономики, а его распространение можно рассматривать в качестве главного признака высокоразвитых экономик;

2) основой кластерной политики является принцип тройной спирали, т.е. организации взаимодействия между государственными органами, бизнесом и научно-образовательными учреждениями;

3) кластеры формируются в процессе инновационного развития, а не создаются «сверху». При этом государства стремятся создать условия для более активного формирования кластеров. Наиболее успешные инновационные кластеры формируются там, где осуществляется «прорыв» в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые рыночные ниши,

4) спецификой кластера является получение организациями, входящими в него, синергетического эффекта, выражающегося в повышении конкурентоспособности всех участников кластера по сравнению с отдельными хозяйствующими субъектами;

5) в отличие от староиндустриальных кластеров отличительной чертой кластеров нового поколения является их инновационная ориентированность.

Если «точкой роста» в промышленных кластерах были крупные индустриальные предприятия, то в инновационных кластерах импульс исходит от новых образований в форме университетов нового поколения, высокотехнологичных компаний, инновационных центров. При этом в инновационных кластерах основное внимание уделяется формированию инновационной экосистемы, креативной среды, подготовке инновационных старт-ап компаний и бизнесов, а не классических инвестиционных проектов.

При этом ядром кластеров нового поколения становятся университеты, вокруг которых формируется пояс малых инновационных предприятий и старт-апов. Ключевым ориентиром кластеров нового поколения стала инновационная деятельность в высокотехнологичных секторах экономики. По прогнозам экспертов рынок высокотехнологической продукции в период до 2030 года вырастет до 10-12 трлн. долларов США, в то время как рынок сырьевых ресурсов – до 1,5 трлн. долларов США. Таким образом, высокотехнологический сектор станет главным драйвером мировой экономической динамики.

Так, по оценкам экспертов, новые материалы, био и нанотехнологии, композиты полностью перестроят перспективы мировой металлургии и окажут серьезное влияние на развитие многих традиционных отраслей экономики: строительство, авиастроение, транспорт, энергетика, сельское хозяйство. В мировой практике получило широкое распространение понятие NBIC-экономики, основанной на новых технологиях и знаниях.
В этой связи, необходима разработка совершенно новых подходов и мер государственной политики развития кластеров в Казахстане.

На начальном этапе кластерная политика в Казахстане формировалась на основе двух базовых подходов:

1) кластеры в индустриальных секторах на основе использования природных ресурсов, которые станут ядром экономики Казахстана в обозримом будущем;

2) сервисные кластеры, способствующие укреплению позиций Казахстана в качестве сервисного и делового хаба в регионе Центральной Азии.

В 2005 году было определено 7 пилотных индустриально-сервисных кластеров: металлургия, нефтегазовое машиностроение, текстильная промышленность, транспорт и логистика, туризм, пищевая промышленность, строительные материалы.

Государственная политика по развитию кластеров включала широкий набор мер по следующим направлениям: производственно-инфраструктурные проекты, создание институциональных условий развития, развитие научно-образовательного потенциала, организационная поддержка.

В настоящее время сдерживающим фактором и ключевыми проблемами развития кластеров в Казахстане являются отсутствие спроса и предложения на инновационную продукцию, что приводит к так называемой «технологической ловушке», а также неразвитость сервисной инфраструктуры, отсутствие критической массы инновационных и венчурных предпринимателей, способных конкурировать на внутренних и внешних рынках, несформированность системы трансферта, генерации и передачи знаний в экономику страны, низкий уровень проникновения открытых инноваций и их использование отечественным бизнесом, слабый научно-технический потенциал.
В результате, основной формой импорта технологий остается покупка технологического и производственного оборудования и комплектующих без приобретения инженерных решений, развития соответствующих компетенций, что свидетельствует о несовершенстве технологической политики страны. При этом большинство промышленных предприятий страны находятся на нижних уровнях технологической цепи транснациональных кластеров.

Наиболее слабым звеном в кластерном развитии является острый дефицит бизнес-компетенций в частном секторе. Структура и потенциал предпринимательства, сконцентрированного в торгово-посреднической сфере и сфере неторгуемых услуг, требуют структурной модернизации отечественного бизнеса, формирования маркетинговых, технологических и инженерных компетенций у бизнеса, а также широкого и современного корпоративного сектора страны.

С учетом изложенного требуется концептуальная смена подходов и методов формирования и функционирования отечественных кластеров, основанных на активном развитии современных бизнес-компетенций и заимствовании новых технологий, с последующим переходом к реинжинирингу и генерации собственных знаний и технологий для развития новой технико-технологической платформы отраслей экономики. При этом кластерная политика должна сочетать инфраструктурное обеспечение с внедрением новых организационных форм и коммуникаций. Критически важным условием для формирования перспективных национальных кластеров являются быстрое аккумулирование современных технологий и развитие нового класса предпринимателей с креативным типом мышления и поведения.

Кластерная политика должна стать важнейшим инструментом реализации 2-го этапа программы индустриально-инновационного развития (Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы). При формировании Карты индустриализации, включение проектов, реализуемых в рамках национальных кластеров, будет иметь приоритетный характер.

Период реализации:

1-й этап: 2013-2015 г. – пилотный

2-й этап: 2016-2020 гг. – активный

Реализация новой кластерной политики позволит создать основу инновационной модели развития и новых конкурентных преимуществ отечественной экономики, повышения конкурентоспособности базовых и новых секторов экономики, малого и среднего предпринимательства, обеспечения устойчивого развития регионов.

Кластерная политика будет сконцентрирована на двух направлениях.

Первое. Национальные кластеры в традиционных секторах экономики.

Основной целью является создание условий, способных обеспечить модернизацию базовых отраслей экономики на основе внедрения инноваций.

Задачей кластерной политики станут обеспечение перехода на новые технологические платформы, новые переделы продукции, усиление позиций страны в международном разделении труда.

В ядре кластера – производственные компании-лидеры (генераторы спроса) либо несколько компаний, производящие схожую продукцию, которые должны стать интеграторами создания и локализации производственных цепочек, кооперирования, развития ключевых технологических компетенций кластера. Участниками кластеров станут также отраслевые научно-исследовательские институты (далее – НИИ), высшие учебные заведения (далее – вуз), а также формируемые инжиниринговые центры.
В случае, если интегратором является госкомпания, ее участие будет основываться на принципе государственно-частного партнерства (совместные инвестиционные проекты, гарантированные заказы, закупки инновационных технологий), реализации сервисных и организационных функций (привлечение инвесторов, рынки сбыта, экспортная поддержка) с поэтапным ее выходом из кластера. Потенциальным кластером №1 в Республике Казахстан обозначен кластер технологий добычи и переработки нефти и газа. Определен Совет кластеров под председательством Министра нефти и газа Республики Казахстан. Интегратор: акционерное общество «Национальная компания »КазМунайГаз«; члены совета: Национальная палата предпринимателей (отраслевая ассоциация), акционерное общество »Казахстанский институт нефти и газа«, АОО »Назарбаев Университет«, акционерное общество »Управляющая компания СЭЗ« Парк информационных технологий» (далее – АО «Управляющая компания СЭЗ ПИТ»), вузы; территория: СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк».

Второе. Кластеры в секторах «экономики будущего»

Целью кластеров «экономики будущего» станет формирование новых конкурентных преимуществ страны на мировом рынке (кластер знаний, мировой технологический аутсорсинг) на основе создания ранее не существовавших в стране наукоемких производств и секторов экономики, новых технологических компетенций, обеспечения инновационного прорыва.

Данная группа кластеров должна сформировать основы для перехода к инновационной модели развития, повышения наукоемкости и создания новых конкурентных преимуществ отечественной экономики.

В этом направлении будет обеспечено развитие новых уникальных знаний и рынков путем формирования секторов «экономики будущего» и внедрения инноваций в традиционных секторах экономики.

Уполномоченным органом по кластерной политике станет государственный орган, осуществляющий руководство в сфере индустрии, обеспечивающий координацию и практическую реализацию кластерной политики, а также инфраструктурную и инновационно-технологическую поддержку развития кластеров.

Уполномоченный орган, осуществляющий руководство в сфере экономики, обеспечивает методологическую поддержку и мониторинг реализации кластерной политики.
Уполномоченный орган, осуществляющий руководство в сфере образования и науки, обеспечивает координацию научной поддержки реализации кластерных инициатив.
Ответственными органами за реализацию кластерной политики в регионах выступают акиматы соответствующих регионов.

В целях практической реализации кластерной политики будут созданы советы кластеров при отраслевых государственных органах – коллегиальный орган с участием местных исполнительных органов, представителей кластеров, инвесторов и научно-исследовательских кругов.

В качестве рабочего органа Совета кластеров с целью оперативной организационно-функциональной поддержки развития кластеров будут определены интеграторы, основной задачей которых будет являться обеспечение реализации дорожных карт формирования перспективных национальных кластеров.

Для решения задач Концепции разработаны следующие нормативные правовые акты:

В 2013 году:

1. Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении дорожной карты формирования национального кластера» (для каждого кластера).
2. Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении программы развития национального кластера» (для каждого кластера).

В 2014 году:

Указ Президента Республики Казахстан «О Государственной программе индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы».

В нынешнем году завершается первый этап Государственной программы ФИИР. Новый – на 2015–2019 годы – должен стать логическим продолжением предыдущего. При этом, исходя из совместной инициативы Министерства нефти и газа и Национальной палаты предпринимателей, предложено изменить определение Национального кластера и расширить территорию его действия.

Первоначально предполагалось, что это коснется только объектов нефтехимии, расположенных в СЭЗ «НИНТ Атырау». Но так как они нуждаются в основном в инфраструктурной поддержке, было предложено расширить территорию действия Национального кластера, включив в нее также Мангыстаускую и Западно-Казахстанскую области.

Таким образом, в утвержденной ГП ФИИР на 2015–2019 годы предусматривается один Национальный кластер по добыче и переработке нефти и газа, нефтегазохимии, связанного с ними машиностроения и сервисных услуг для отрасли, на территории Атырауской, Мангыстауской и Западно-Казахстанской областей.

Конечно, лидерство по добыче нефти и ее переработке принадлежит Атырау. Мангыстау же может достаться роль «нефтесервисного региона».

– Для того чтобы стать лидером в сфере нефтесервиса, развития машиностроения, инжиниринга, в регионе имеются все предпосылки. Это и географическое положение Мангыстауской области, и реализация здесь крупных транспортно-логистических проектов, наличие морских портов и незамерзающего моря, потенциал научно-исследовательских институтов... Учитывая эти преимущества, полагаем: наша территория будет эффективнее обслуживать в будущем все месторождения как на море, так и на суше, – отметил аким Мангыстауской области Алик Айдарбаев.

В рамках внедрения программы создания кластера третьего июля в Актау прошел конгресс актива национального кластера нефтегазовой промышленности, организатором которого выступили акимат Мангистауской области и Национальная палата предпринимателей РК.

В работе конгресса принимали участие аким Мангистауской области Алик Айдарбаев, вице-министр нефти и газа Магзум Мирзагалиев, управляющий директор дирекции нефтегазовых активов АО «Фонд «Самрук-Казына» Малик Салимгереев, исполнительный директор по развитию человеческого капитала ОЮЛ «Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса «KAZENERGY» Тогжан Кожалиев, заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК Екатерина Никитинская и другие.

Наличие ресурсов для создания и развития кластера, сложившаяся структура региональной экономики, географическое расположение, поступательный рост производства, введение в эксплуатацию крупных проектов в области транспорта и логистики (автомобильная и железнодорожная дороги, расширение морского порта Актау и успешная деятельность СЭЗ «Морпорт Актау) – все это создает благоприятные условия для развития кластера. 

Область будет развиваться по пяти направлениям. Это развитие традиционной базовой отрасли, то есть нефтегазовой, транспорта и логистики, строительной индустрии, туризма, и, наконец, создание нефтесервисного кластера.

Первоочередные задачи для осуществления проекта создания нефтесервисного кластера:

1. Полимерное заводнение
По итогам 5 месяцев Мангыстауская область показала рост добычи нефти. Причем надо отметить, что он пришелся на «старые» месторождения: Каламкас, Узень, Каражанбас.

– Подобная динамика стала возможной благодаря масштабным программам модернизации в АО «Мангис­таумунайгаз», АО «Озенмунайгаз», АО «Каражанбасмунай». Также отмечу положительный опыт компании «Маерск Ойл», внедряющей новые технологии в нефтедобыче. Одним из эффективных инструментов «реанимирования» резервов из действующих «старых» месторождений мы считаем увеличение коэффициента извлечения нефти, то есть КИН, – отметил аким области А. Айдарбаев.

В Казахстане в среднем КИН составляет 30%, тогда как в других странах он значительно выше и равен 50%. В международной практике поддержание пластового давления осуществляется не только за счет закачки воды, но и за счет добавления различных полимеров. Некоторые нефтяные предприятия региона уже начали работы в этом направлении.

– По заказу АО «Мангистаумунайгаз», институтами АО «КазНИПИмунайгаз» успешно были выполнены лабораторные исследования на кернах с целью выбора реагентов для полимерного заводнения. Подобраны опытные участки на месторождении Каламкас. Вскоре здесь намечается проведение опытно-промышленных испытаний. Надеемся получить хорошие результаты, – сказал аким региона.

Сравнительный анализ, по словам руководства компании «ММГ», уже проведен. Его результаты таковы: после тестового применения метода полимерного заводнения на месторождении Каламкас добыча выросла с 22 до 44%.

– Если удастся этот проект внедрить в жизнь, то мы сможем увеличивать производство до 7 миллионов тонн ежегодно, а к концу 2027 года выйти на 24 миллиона тонн. Это очень многообещающе как для ММГ, так и для других компаний, – отметил генеральный директор АО «ММГ» Сунь Синъюнь.

Результаты геолого-гидродинамического моделирования показывают, что применение полимерного заводнения позволит увеличить КИН на 12%. Сегодняшний уровень остаточных извлекаемых запасов нефти по Мангыстауской области составляет 662 млн. тонн, а с учетом роста КИН есть возможность увеличить уровень запасов на «старых» месторождениях на 79 млн. тонн, что сравнимо с открытием нового месторождения, такого, к примеру, как Кумколь.

– Такое увеличение КИН окупит все затраты на создание производств необходимых полимеров и других химреагентов. В связи с этим в рамках развития нефтесервисного кластера должна развиваться и нефтехимия. Это имеет первостепенное значение, – подчеркнул А. Айдарбаев.
Область уже получила предложения от инвесторов по развитию нефтехимии. Китайские и французские производители полимеров заинтересованы в создании таких производств. В прио­ритете также разведка новых месторождений. 

Сегодня на территории Мангыстауской области только АО «НК «КазМунайГаз» имеет 16 участков для проведения геологоразведочных работ, из них 7 – действующие, с общими геологическими запасами 6 млрд. 177 млн. тонн нефтяного эквивалента и 9 перспективных участков с общими геологическими запасами 3 млрд. 406 млн. тонн нефтяного эквивалента. Из последних 4 участка расположены на суше (Шетпе, Самтыр, Устюрт, Косбулак), 5 – в центральной части казахстанского сектора Каспийского моря (Каражанбас-море, Дархан, Женис, I-P-2, Окжетпес).

2. Научный потенциал

Конечно, создание и развитие нефтесервисного кластера невозможно без науки. В Актау готовы разместиться филиалы научно-исследовательских институтов, лабораторий, рассказал аким области на Конгрессе актива нацкластера нефтегазовой промышленности.

– Одним из первых проектов научного направления нефтесервисного кластера станет создание на базе Каспийского госуниверситета технологии и инжиниринга Центра инжиниринга, в организации которого будет участвовать Магдебургский институт, – отметил А. Айдарбаев.

В числе прочих выступил и руководитель аналитической группы «Tony Blair Associates» Чарльз Кракофф. Он достаточно подробно описал основные преимущества и возможности нашего региона – его выгодное географическое расположение, незамерзающие порты, промышленное производство и другие, а также озвучил основные аспекты, которые могут послужить препятствием для прямых иностранных инвестиций.

– Это недостаточная энергогенерация, водоснабжение, истощение нефтяных месторождений, нормативно-правовые и административные препятствия. Тарифы на электричество, газ и воду слишком низкие для привлечения инвестиций и частной выработки ресурсов. Закон позволяет устанавливать тарифы, основанные на инвестиционных затратах и необходимых возвратах, но очень медленно, – отметил он.

По его словам, нормативно-правовую базу специальной экономической зоны необходимо совершенствовать, а администрации СЭЗ не хватает ресурсов и навыков содействовать привлечению инвестиций. В числе минусов, которые он озвучил в докладе, ограничивающий список разрешенной деятельности и чрезмерно щедрые (бессрочные) налоговые льготы, а также то, что управление СЭЗ не является самофинансируемым. Кроме того, он считает, что 25 лет недостаточно для срока действия СЭЗ.

Чарльз Кракофф предложил продолжить работу с управлением СЭЗ и комитетом в Астане, обязать регулятора устанавливать механизмы тарификации в соответствии с ТЭО, максимально использовать стимулы для снижения издержек и тарифов.

– Для инвесторов важна макро­экономическая стабильность. Казахстан по этому показателю находится на 16-м месте из 144 стран. Важны также наличие современной телекоммуникационной инфраструктуры и устойчивое развитие, – отметил Ч. Кракофф.

Руководитель аналитической группы озвучил и вызовы, которые сейчас стоят перед Мангыстауской областью. Это, по мнению специалиста, недостаток электроэнергии и питьевой воды, который станет заметен уже через несколько лет, а также нехватка специалистов по привлечению инвестиций в регион.

Проблемные вопросы, требующие решения и обсужденные на прошедшем в Актау Конгрессе актива, в ближайшее время будут вынесены на рассмотрение Правительства и Парламента.

Основную концепцию того, как будет развиваться нефтегазовый и нефтесервисный кластер в Актау, объяснил Алик Айдарбаев.

– Акиматом области уже ведутся переговоры с международной компанией «Мак Кинзи» по разработке концепции нефтегазового кластера в г. Актау. У обеих сторон есть четкое понимание того, как он должен развиваться. Создание и развитие нефтесервисного кластера невозможно без науки. В Актау готовы разместиться филиалы научно-исследовательских институтов, лабораторий. Одним из первых проектов научного направления нефтесервисного кластера является создание на базе Каспийского государственного университета технологий и инжиниринга – центра инжиниринга. Совместно с Магдебургским институтом в Актау создается центр инжиниринга для Центральной Азии, где будут готовить инженеров. Подобный центр успешно существует в самом Магдебурге, – проинформировал аким области.

Что касается диверсификации экономики в Мангистауской области, по словам акима области, планируется размещение крупных производственных комплексов, продукция которых будет ориентирована на внешние рынки. В первую очередь, это казахстано-испанское предприятие «Индокс Самрук Казахстан», которое наладит выпуск газового оборудования. Инвестиции в данный проект составят 534 млн. евро. Более 3 тысяч мангистауцев будут обеспечены стабильной работой.

Проблемные вопросы, требующие решения и обсужденные на прошедшем в Актау Конгрессе актива, в ближайшее время будут вынесены на рассмотрение Правительства и Парламента.

Было сказано и о том, что акиматом региона и двумя малайзийскими холдингами подписаны рамочные соглашения о строительстве в регионе завода по производству метанола стоимостью 700 млн. долларов США и завода по производству сжиженного газа с суммой инвестиций 200 млн. долларов США.

Создание и развитие нефтесервисного кластера невозможно без науки. Об этом в ходе проведения первого конгресса актива национального кластера нефтегазовой промышленности сообщил аким Мангистауской области Алик Айдарбаев. В Актау, по сообщению главы региона, сегодня готовы разместиться филиалы научно-исследовательских институтов и лаборатории.

- Мы видим, как отечественные компании заметно подросли и в качестве и в стандартах. Реализация наших якорных проектов: Тенгиз, Карачаганак и других позволила казахстанским компаниям быть достойными конкурентами иностранных сервисных предприятий. Акиматом области уже ведутся переговоры с международной компанией «Мак Кинзи». На повестке дня: разработка концепции нефтегазового кластера в городе Актау. У обеих сторон есть четкое понимание того, как должен развиваться кластер, какие у нас конкурентные преимущества. Одним из первых проектов научного направления нефтесервисного кластера является создание на базе Каспийского Государственного Университета технологий и инжиниринга Центра инжиниринга. Совместно с Магдебургским Институтом в Актау создается Центр инжиниринга для Центральной Азии для подготовки инженеров. Подобный центр успешно существует в самом Магдебурге, - сказал Алик Айдарбаев.

 

Стоит также отметить, что одним из итоговых пунктов резолюции конгресса стал проект создания совета Национального нефтегазового кластера – исполнительного органа. Ему предстоит разрабатывать и продвигать предложения и дополнения к законодательной базе в области развития нефтегазового сектора, налаживать четкую и быструю связь между производственным, сервисным, наукообразующим и кадровым отделами кластера и некоторые другие. Казалось бы, задач не так много, но от их выполнения зависит эффективность работы самого кластера. А ведь он, как ни крути, дает импульс развитию местного содержания, открытию новых производств, трансферту технологий и созданию новых рабочих мест. Остается лишь перейти от слов к делу.

Все материалы взяты из открытых и официальных источников 

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×