«Яндекс.Такси» обязали выплатить 3 миллиарда тенге и изменить условия поездок
Выполнение обязательств будет находиться на контроле специальной мониторинговой группы.
Агентство по защите и развитию конкуренции завершило антимонопольное расследование в отношении «Яндекс.Такси», сообщает Total.kz.
По его итогам компания привлечена к административной ответственности за координацию экономической деятельности таксопарков, выраженную в навязывании услуг технической поддержки программного обеспечения контрольно-кассовых машин.
Также в рамках расследования «Яндекс.Такси» привлечена к административной ответственности за непредоставление информации антимонопольному органу.
«Яндекс.Такси» на добровольной основе внес 3 миллиарда тенге в государственный фонд поддержки цифровой экосистемы Казахстана.
Кроме того, Агентством согласован антимонопольный комплаенс «Яндекс.Такси», в рамках которого предусмотрена реализация следующего комплекса мер:
- во-первых, для водителей одним из условий повышения уровня дохода станет отмена с 14 декабря т.г. взыскания комиссии «Яндекса», если заказ превышает двукратно базовую стоимость поездки (экономический эффект примерно на 2 миллиарда тенге в год);
- введение дополнительной бонусной программы для водителей (7-10 миллиардов тенге в 2024 году в зависимости от роста оборота отрасли и инфляции);
- улучшение пользовательского приложения для повышения прозрачности формирования тарифа с приведением обоснований его повышения и прогноза изменения;
- во-вторых, для пассажиров введет обновленный тариф «Вместе», который даст возможность заказать такси за более низкую стоимость даже в самый пиковый спрос (ограничения на повышение тарифа до х2);
- агрегатор введет ограничения на повышение тарифа выше х3 в условиях максимального спроса на услуги такси, например, в непогоду или праздничные дни — выше данного уровня будет не более 5% поездок в квартал;
- для пассажиров с детьми введет тариф «Детский», который позволит вызывать авто с наличием детского кресла либо бустера.
Для эффективной взаимосвязи с водителями такси и поддержания коммуникации с клиентами Call-центр будет функционировать с «живым» оператором.
Кроме того, приняты следующие системные меры, обеспечивающие баланс интересов пассажиров и водителей:
- агентством инициированы поправки в законодательство, введение которых позволит водителям работать напрямую с «Яндекс» без таксопарков (комиссия таксопарков составляет 4-8%);
- для детального изучения программного обеспечения «Яндекс», а также факторов, влияющих на ценообразование (погодные условия, праздничные дни, повышенный спрос, отсутствие водителей и т.д.) независимой аудиторской компанией в сфере IT совместно с агентством, Министерством цифрового развития и аэрокосмической промышленности будет проведен аудит алгоритмического ценообразования.
Выполнение «Яндекс» обязательств в рамках антимонопольного комплаенса будет находиться на контроле специальной мониторинговой группы при агентстве. В его состав войдут эксперты (представители инициативных групп, Министерств транспорта, труда и социальной защиты населения, юстиции, цифрового развития и инноваций, а также ассоциации таксопарков) профессиональных сообществ, что позволит своевременно рассматривать возникающие вызовы.
Вместе с тем при выявлении фактов нарушении законодательства в области защиты конкуренции в будущем агентство будет применять соответствующие меры, установленные законодательством. С комплаенсом более подробно можно ознакомиться здесь.