Топ-100 Почти катастрофа: почему самолет Air Astana выкатился за пределы ВПП
  • 20 апреля, 17:15
  • Астана
  • Weather icon +22
  • 446,49
  • 475,38
  • 4,79

Почти катастрофа: почему самолет Air Astana выкатился за пределы ВПП

Фото: elarna.com

Экономический обозреватель Денис Кривошеев о катастрофе, которая могла случиться 22 мая в аэропорту им. Нурсултана Назарбаева.

Напомним, в аэропорту Астаны 22 мая 2018 года самолет авиакомпании Air Astana (регистрационный номер Р4-КВВ) после посадки во время пробега выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. ИА Total.kz предлагает читателям мнение популярного экономического обозревателя Дениса Кривошеева относительно этого неприятного для пассажиров лайнера эпизода.

Придет ли конец карьере Петры Геппель?

Что было известно об инциденте, произошедшем 22 мая в столичном аэропорту им. Нурсултана Назарбаева? То, что самолет А320neo авиакомпании Air Astana при посадке в плохих погодных условиях сошел с полосы. Сеть потрясли кадры, снятые одним из пассажиров в кабине авиалайнера: касание взлетно-посадочной полосы, аплодисменты и сход с ВПП, сопровождавшийся жутким грохотом. Потом были и фотографии, наглядно продемонстрировавшие сильные повреждения двигателя самолета, которым сбили знаки и указатели по ходу движения.

Эксперты дали неудовлетворительную оценку работе экипажа. Они считают, что при посадке были нарушены все инструкции. Так, при возникновении нештатной ситуации на взлете или при посадке пилоты останавливают борт, ставят его на стояночный тормоз и дают команду в салон: «Attention crew at stations!». Это делается для того, чтобы стюардессы встали на аварийные места и были готовы к проведению эвакуации, если таковая понадобится.

Как это происходит? Пилоты получают всю доступную информацию, запрашивают диспетчера, не наблюдает ли он признаков пожара. Только убедившись, что все хорошо, можно отменить тревогу и решить, безопасно ли продолжать движение самостоятельно или нужно вызвать буксир. Спешно освобождать полосу после такого инцидента не имеет смысла, аэропорт все равно закроют для проверки, даже если полколеса съехало с полосы

На видео же не слышно никакой команды стюардессам, судно остановлено не было! Самолет катился по полосе, пока не доехал до стоянки. При этом, как сообщают источники, двигался он с обломком обшивки в двигателе, что могло привести к пожару или взрыву. Последствия попадания инородных частей в двигатель непредсказуемы.

Теперь что касается пилотов и самого происшествия. В тот же день стало известно, что самолет шел на посадку в условиях экстремальных, причем при значительно ниже допустимых для данного типа бортов значениях.

«300 градусов, ветер 16 м/с, порывы до 22 м/с», — даже согласно этой информации, которую получил экипаж за несколько километров до аэропорта, единственно правильное, что должны были сделать летчики, – это уходить на второй круг в ожидании улучшения условий для посадки. Но этот борт упрямо шел на посадку, как говорится, всем ветрам назло. Почему он не должен был этого делать? Да потому, что боковой компонент в 43 узла, при ограничении самолета на 38 — это недопустимый для посадки ветер. С самолетом при резком порыве ветра может случиться всё что угодно. Так и произошло.

Более того, как стало известно, автоматика на борту дважды предупреждала о том, что пилотам предпочтительно отказаться от посадки. Три источника подтвердили информацию о том, что в изъятых «черных ящиках» есть запись того, что происходило в кабине последние тридцать минут. Так вот, на этой записи отчетливо слышно, как два раза звучит предупреждение: Go around. Уходить на второй круг было предпочтительно, но в конечном итоге решение принимает командир воздушного судна, который, судя по всему, понадеявшись на опыт, проигнорировал предупреждение и пошел на посадку.

Как известно, сев на полосу, самолет уклонился вправо и выехал на покрытие, разделяющее ВПП и РД, магистральную рулежную дорожку. Первоначально считалось, что основной причиной стал боковой ветер, порыв которого скинул ехавший с высокой скоростью самолет с «бетонки», но и здесь оказалось не всё так просто. Судя по имеющимся данным «черных ящиков», пилот нажал не на ту педаль, и можно предположить, что поэтому самолет снесло с ВПП. Во всяком случае, нужно дождаться официальных итогов расследования, но предварительная информация выглядит так.

Насколько можно понять, гораздо большим объемом информации обладают в компании. Как утверждают источники, близкие к Air Astana, расшифровка уже давно на руках у служб полетной безопасности. Естественно, знает о ней и президент национального авиаперевозчика Питер Фостер. Возможно, поэтому Air Astana после активной фазы, в которой была сделана попытка героизации действий экипажа А320neo, взяла паузу. Примерно так же, как с инцидентом в декабре 2017 года. Тогда в Алматы пилот «Боинга» превысил допустимую скорость руления в сложных метеоусловиях, не смог вовремя сориентировался, не вписался в поворот и слетел с ВВП. Ночью, не дожидаясь каких-либо предварительных данных расследования, был распространен пресс-релиз, что инцидент произошел из-за плохого сцепления с покрытием, которое якобы не обеспечили службы аэропорта, а объявленные данные о текущем состоянии, дескать, не соответствовали действительности. Как известно, информация, распространенная пресс-службой Air Astana разошлась по всему миру, но после обработки «черных ящиков» выяснилось, что сцепление с полосой было куда выше, чем даже было заявлено. Сейчас расследование практически завершено и дело отправляется в суд, но Air Astana так и не опровергла распространенную информацию.

Есть все основания предполагать, что в ситуации с инцидентом в аэропорту Астаны итог будет точно таким же. Ожидать, что пилот будет наказан компанией самостоятельно, скорее всего, не стоит. Только официальные власти заинтересованы в проведении справедливого расследования. Гражданка Германии Петра Геппель и ее помощник гражданин Великобритании Кристиан Фурман — иностранцы и, судя по всему, спокойно покинут страну. Хорошо известно, что в Air Astana с особым пиететом относятся к экспатам. Иностранцы зарабатывают в разы больше наших соотечественников, им снимают квартиры, платят суточные и командировочные, тогда как казахстанские пилоты летают, будучи ущемленными в правах. Страдают от низких зарплат и другие работники компании, в частности бортпроводники.

Сегодня среди специалистов даже ходит анекдот про пилота Петру Геппель: сделает ли ее карьера Go around или же ей конец. Это сокращенная история того, что происходило в кабине, где после жесткой посадки и остановки самолета командир воздушного судна говорит эпохальную фразу: «Конец моей карьере».

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×