Топ-100 Как понять, готов ли ваш ребенок к школе
  • 25 мая, 07:04
  • Астана
  • Weather icon +10
  • 379,36
  • 424,47
  • 5,88

Как понять, готов ли ваш ребенок к школе

Фото: kokil.kz

В школу с шести или семи лет: советы специалистов.

Министерство образования и науки РК с сентября 2020 года вводит единую учебную программу для нулевых классов, а также намерено подтянуть воспитателей до уровня учителей начальных классов. Однако остается открытым вопрос, готовы ли современные дети к поступлению в нулевой класс с шести лет. Корреспонденту Total.kz помогли разобраться в этом вопросе психолог Татьяна Остапенко, учитель начальных классов Анна Ионова и сторонница домашнего образования Юлия Тен.

Критерий первый: интеллектуальная готовность

Как рассказала детский психолог, готовность ребенка к школе определяется несколькими критериями. В их числе:

  • интеллектуальная готовность;
  • эмоционально-волевая готовность;
  • физическая готовность;
  • социальная готовность.

Интеллектуальная готовность: к шести годам ребенок должен понимать, чем птицы отличаются от животных, в чем разница между домашними и дикими животными.

«В обществе принято, что самое главное, чтобы ребенок умел считать и писать, хотя бы печатными буквами, хотя это маленький компонент и он не несет основную функцию. Упор в подготовительных группах идет на функционал, на счет чисел, на знание состава числа, на понимание гласных и звонких. Они дают программу практически 1-го класса, что наоборот снижает мотивацию ребенка», – отметила психолог.

Также интеллектуальная готовность ребенка определяется тем, что к шести годам он должен знать свои имя и фамилию, ФИО родителей, где они работают, свой адрес, телефон, день рождения, что такое Казахстан, как называется наша столица, имя президента, гимн.

«Это большой объем информации, который ребенок должен усвоить к шести годам. Если обучение детей до шести лет идет неправильно, в формате классной сидячей работы, то дети понимают, что школа – это нечто страшное и ужасное, где нужно тратить время на поддержание дисциплины», – пояснила Татьяна Остапенко.

На ее консультациях дети часто признаются, что воспринимают школу как неизбежность.

«Проблема в том, что у дошкольников игровая мотивация. Информацию ребенок должен получать и отдавать в игре. Тогда он максимально усвоит информацию и ее уже не вытравишь. Наши «нулевки» грешат тем, что преподаватели предпочитают опускать игровой компонент. Поэтому к семи годам, а сейчас к шести годам, ребенок теряет интерес к познаниям. Получается, мы показываем деятельность, которая слишком сложная для дошкольника, и тем самым отбиваем у ребенка дальнейшее желание учиться», – пояснила эксперт.

Такого же мнения придерживается и учитель английского языка в начальных классах Анна Ионова. По ее словам, в работе с дошкольниками cложно ориентироваться по дням рождения.

«Созревание психики ребенка весьма индивидуально и различается от ребенка к ребенку. У кого-то и в шесть лет хорошо развит навык письма и чтения, но если нет психологической готовности соблюдать правила и взаимодействовать в коллективе, то с этим будут возникать сложности. У детей в шесть и семь лет, и позднее ключевой остается игровая деятельность. Им проще и естественнее познавать мир через игру», – рассказала учитель, отметив, что придерживается альтернативных методик, когда используются активные и динамичные игры.

Второй компонент: эмоционально-волевая готовность

Следующий компонент – эмоционально-волевая готовность, когда ребенок понимает, какие эмоции испытывает, а также умеет их регулировать.

«Этот компонент слабо развит, так как взрослые мало говорят с детьми об эмоциях, которые они испытывают. Когда в класс собирают 30-45 детей, которые чувствуют себя в семье «пупом земли», то они будут этим мериться. Дети будут воспринимать как трагедию, что в школе с ними не так носятся, как дома. И этот диссонанс между домашним и школьным воспитанием бьет по детской адаптации», – пояснила психолог.

По ее словам, школа – это система с жесткими правилами.

«Тут не будут ждать, если медленно пишешь или не понял тему. В основном учителя работают на среднестатистического ученика, которого, возможно, нет в классе. Поэтому ребенок, умеющий хорошо читать и писать, может оказаться не адаптированным к этой системе», – выделила Остапенко.

Третий компонент: физическая готовность

Следующий компонент – это физическая готовность, которая включает в себя определенные нормы роста и веса.

«Их может проверить педиатр, а также каждый родитель. К началу школы должен выпасть хотя бы один зуб, ребенок должен уметь высидеть 25 минут, не меняя позу. Если ваш ребенок играет в настольные игры, любит работать карандашом и ручкой, то он сможет удержаться в школе. Там им дают пятиминутные разминки. Однако есть дети с сосудистыми проблемами и неврологиями, которым тяжело сидеть, и они начинают кривляться, вертеться. Так организм выстраивает защитную систему, чтобы ребенок мог выплеснуть лишнюю энергию, сидя на одном месте. Это не нравится педагогам», – пояснила Татьяна Остапенко.

Четвертый компонент: социальная готовность

В рамках социальной готовности определяется умение ребенка общаться и выстраивать контакты, видеть границы и понимать, что чужое без разрешения брать нельзя. Помимо этого, дошкольник должен понимать, что слово старшего – закон вне зависимости от усталости.

«Эти нормы должны быть выполнены. Все в комплексе должны присутствовать, чтобы ребенку было комфортно в школе. Если один из компонентов провисает, то ребенку будет тяжело», – отметила психолог.

Остапенко выделила, что умение получать информацию в контакте и уяснять ее поможет ребенку быстрее адаптироваться, чем тем, кто прошел подготовительные курсы.

Психолог также порекомендовала избегать перегрузок при поступлении ребенка в подготовительную школу. 

«Перед поступлением в школу нужно убрать репетиторов. Очень часто дети не усваивают, потому что их мозг перегружен. Когда трудно, лучше вернуться назад на уровень, где было легко. Необходимо вводить пешие прогулки», – порекомендовала психолог.

Остапенко отметила, что при поступлении в школу ребенка вся семья переходит на жесткий режим дня.

«Надо расписать, когда у дошкольника завтрак, когда возвращаетесь из школы, когда он делает домашнее задание, когда играет. Нужно сделать визуальные картинки, так ребенку будет легче запомнить. Нужен внешний контролер. Помимо школы и уроков у шестилетки должен быть час свободного времени. Время на гаджеты тоже должно контролироваться. В большинстве своем дети используют гаджет для отдыха. Однако родители должны беречь зрение детей. Выполнение домашних уроков должно укладываться в два часа с перерывами. Хорошо, если есть физическая нагрузка, когда можно сбрасывать напряжение», – перечислила психолог.

Домашнее образование: за и против

По мнению специалиста, при домашнем образовании немного провисает «социальная готовность» в виде работы в команде.

«Лучше заниматься микрогруппами, где на троих-четверых детей будет приходиться один репетитор. Подготовка в группе даст дошкольнику умение работать в команде. Во всем остальном домашнее образование более индивидуально», – отметила Остапенко.

К такому же выводу пришла алматинка Юлия Тен, дочь которой занимается по системе домашнего образования.

«С самого начала очень резко сузился круг общения дочери. Пожалуй, я за это переживала больше, чем она. Благодаря соцсетям, она быстро наверстала упущенное», – привела она минус домашнего образования.

В плюсах Юлия указала растущую самостоятельность, возросший интерес к учебе и повышение уровня личной ответственности.

«Остается дополнительное время на занятие в спортивной секции и репетиторов. Если возникают сложности, со своей стороны пытаюсь ей помочь – учим что-то вместе, я нахожу нужную информацию, советуюсь со знакомыми специалистами», – рассказала Юлия.

По ее словам, для тех, кто заинтересован в домашнем обучении, существует родительская группа в Facebook, где общаются и обмениваются опытом казахстанцы из разных городов.

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.