Топ-100 Что стало причиной смерти детей в спеццентре Аягоза?
  • 12 сентября, 00:01
  • Астана
  • Weather icon +7
  • 477,62
  • 527,67
  • 5,25

Что стало причиной смерти детей в спеццентре Аягоза? Эксклюзив

Фото: zakon.kz

Аружан Саин заявила о тяжких травмах, которые были нанесены воспитанникам ЦОССУ в Аягозе.

Смерть сразу четырех воспитанников КГУ «Аягозский детский центр оказания специальных социальных услуг» (ЦОССУ) весной этого года шокировала общественность страны. По официальной версии, транслируемой руководством учреждения до чиновников Министерства здравоохранения РК, говорилось, что дети умерли из-за поздней госпитализации: медики ЦОССУ якобы недооценили тяжесть их состояния. Однако предварительные результаты судебно-медицинского исследования с эксгумацией трупов умерших детей оказались шокирующими, сообщает Total.kz.

Бумага уже не стерпит

Напомним, в мае этого года в редакцию Total.kz обратились сотрудники Аягозского детского ЦОССУ. По их словам, в течение апреля внезапно друг за другом умерли четыре воспитанника учреждения, а чуть позже, в начале мая, в инфекционное отделение Аягозской центральной районной больницы (ЦРБ) попали еще 16 воспитанников и двое сотрудников центра с диагнозами корь и кишечная инфекция.  В управлении координации занятости и социальных программ ВКО смерть четырех воспитанников подтвердили, но комментировать массовую госпитализацию детей тогда не стали.

Ситуация вызвала широкий общественный резонанс. 18 мая Аягозским РОП ДП ВКО было начато досудебное расследование по статье 317 части 4 Уголовного кодекса РК — ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинскими работниками, повлекшие по неосторожности смерть двух и более человек. А 20 мая межведомственная комиссия приступила к проверке. Позже, ссылаясь на предварительные результаты, сообщали, что дети поступили в Аягозское ЦРБ в крайне тяжелом состоянии из-за поздней госпитализации. Первый ребенок, мальчик 2008 года рождения, умер 2 апреля, второй — 11 апреля (мальчик, 2009 г.р.), третий — 20 апреля (мальчик, 2006 г.р.), четвертый ребенок — 29 апреля (девочка, 2012 г.р.). В первых трех случаях вскрытие для определения причин смерти не проводилось, в связи с чем была назначена эксгумация трупов детей.  

Из письма Уполномоченного по правам ребенка в РК Аружан Саин на обращение редакции следует, что ею были направлены ряд запросов в уполномоченные государственные органы и вот только сейчас получены ответы. Согласно предварительным результатам судебно-медицинского исследования с эксгумацией трупов умерших детей, обнаружены следующие телесные повреждения: у первого воспитанника (2006 года рождения) ушиб головного мозга, субарахноидальное кровоизлияние, закрытая черепно-мозговая травма (ЗЧМТ), у второго (2009 г.р.) — ушиб головного мозга, перелом свода и основания черепа, ЗЧМТ, у третьего (2008 г.р.) — ушиб головного мозга, субарахноидальное кровоизлияние, перелом основания черепа, ЗЧМТ.

9 июня были начаты три досудебных расследования по ст. 106 УК РК — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью — и соединены в одно производство. 30 июня дальнейшее расследование уголовного дела Генеральной прокуратурой РК поручено Управлению специальных прокуроров прокуратуры Восточно-Казахстанской области. 30 октября уголовные дела по факту получения тяжких телесных повреждений выделены в отдельное производство и направлены для проведения расследования в Следственное управление ДП ВКО. В настоящее время по данным уголовным делам проводятся необходимые следственные действия.

Детский омбудсмен Аружан Саин возмущена формальным, мягко говоря, отношением к трагедии ответственных должностных лиц Восточно-Казахстанской области. По ее словам, по всем случаям смерти граждан в медицинских учреждениях вскрытие для определения причин смерти должно проводиться обязательно.

«Нами направлен официальный запрос в МВД РК: проводились ли вскрытия скончавшихся детей до проведения эксгумации? Если вскрытия проводились, то какие причины смерти указаны в заключениях об их проведении? На основании каких документов официальные должностные лица в один голос озвучивали в СМИ версию, что дети скончались от своих хронических заболеваний? Мог ли проводивший вскрытие эксперт «не заметить» такие тяжкие черепно-мозговые травмы, как ушиб головного мозга, субарахноидальное кровоизлияние, ЗЧМТ, перелом свода и основания черепа?!» — говорит Аружан Саин.

Бывший директор Аягозского детского ЦОССУ Нурлан Кантаев, руководивший учреждением с 13 апреля по 3 июля 2020 года, комментирует ситуацию следующим образом.

«7 апреля в центре ввели карантин. Тогда же, согласно закону РК «О чрезвычайном положении» и нормативно-правовым актам касательно карантина, вся ответственность была возложена на первого руководителя — с ноября 2019 года и до 13 апреля 2020 года обязанности директора Аягозского детского ЦОССУ исполняла Жанар Мустафаева. В зоне карантина вместе с детьми она пробыла до 17 мая. После сдачи анализа на COVID-19 с 17 мая я был допущен в карантинную зону к детям. Вскрытия тел трех детей не проводились. Первые два воспитанника умерли до моего назначения на должность директора. Третий ребенок умер 20 апреля, похоронили его только 27 апреля. Ждали заключение Аягозского ЦРБ. Но Жанар Мустафаева и заведующая медицинским отделением ЦОССУ Елена Токтажанова заявили, что вскрытие не может быть проведено из-за отсутствия патологоанатома, и настаивали на скорейшем захоронении, мотивируя это тем, что тело ребенка уже столько дней пролежало», — объяснил Нурлан Кантаев.

По его словам, все это он написал в своей объяснительной сотрудникам районной прокуратуры и специальным прокурорам: «Это подтверждается и приказами по учреждению».

К слову, увольнение экс-директора не обошлось без скандала. Напомним, руководитель Управления координации занятости и социальных программ ВКО Жасулан Сарсебаев заявил СМИ, что директор Аягозского детского ЦОССУ Нурлан Кантаев был привлечен к дисциплинарной ответственности (выговор и строгий выговор) за допущенные нарушения, выявленные комиссией Минтруда и соцзащиты населения в ходе проверки с 20 мая по 6 июня. В связи с этим он был уволен по инициативе управления, причем по отрицательным мотивам. Однако, как выяснилось позже, Нурлан Кантаев был уволен по собственному желанию. В связи с нарушением требований Этического кодекса государственного служащего Жасулана Сарсебаева привлекли к дисциплинарной ответственности (выговор), несмотря на рекомендации Совета Агентства РК по делам государственной службы в ВКО вынести наказание в виде строгого выговора.

Что касается Жанар Мустафаевой, то ей пока удается выйти практически «сухой из воды». К примеру, по имеющейся у редакции информации, она, будучи на посту исполняющего обязанности первого руководителя ЦОССУ, не доложила своевременно о смерти двух воспитанников, умерших 2 апреля и 11 апреля 2020 года, в управление координации занятости и социальных программ ВКО. Но каких-либо взысканий по этим фактам со стороны управления не последовало. И только в мае 2020 года директор ЦОССУ Нурлан Кантаев объявил выговор Жанар Мустафаевой. Помимо этого, она была привлечена к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 50 МРП за приобретение лекарственных средств по завышенным ценам и нарушение приказа МЗ РК №931. К примеру, ЦОССУ покупал супрастин по 1632 тенге, тогда как цена по Казахстанскому национальному формуляру (КНФ) — 662 тенге, то есть стоимость завышена в 2,5 раза. Впрочем, это не единственные нарушения, выявленные за период ее работы (по итогам проверки межведомственной комиссии). Однако, несмотря на все это, Жанар Мустафаева до 16 ноября работала в ЦОССУ, пока не указали на эти нарушения.

«Нынешнее руководство ЦОССУ (в лице Шолпан Макашевой прим. Total.kz) ответило на этот вопрос следующим образом: в отношении Жанар Мустафаевой будут приняты меры по результатам рассмотрения уголовного дела в суде. Считаю необходимым сообщить, что Уполномоченного по правам ребенка такой ответ категорически не устраивает! Мы продолжаем требовать от уполномоченных органов и должностных лиц незамедлительно принять действенные меры к Мустафаевой», — говорит Аружан Саин.

Критическое состояние

К слову, проверка обнажила ряд других серьезных проблем. Ранее редакция уже писала о  выявленных различными государственными органами нарушениях, рассказывала и о жалобах родителей воспитанников, а также сотрудников ЦОССУ. Приведем «свежие» факты. К примеру, во всех четырех случаях летального исхода были выявлены дефекты белково-энергетической недостаточности (БЭН) из-за недостаточного питания, которое характеризуется остановкой или замедлением массы тела. К примеру, у девочки, которая умерла в апреле, дефицит массы тела составил более 60%. Проверка выявила БЭН у 16 детей из 100 услугополучателей (1-я степень – у двух детей; 2-я степень – у 10 детей; 3-я степень – у четверых детей). Фактический вес одного из них составлял 19,8 кг при норме веса 41 кг в 16 лет. Эти факты, как следует из документов, оказавшихся в распоряжении редакции, указывают на отсутствие полноценного рациона питания детей и введения прикормов при тяжелых формах БЭН. Это безмолочные каши, мясное и овощное пюре и т.п. Кстати, проверяющие так и не нашли на складах заявленные в госзакупках красную рыбу, икру, деликатесные сорта колбас, шоколадные изделия и т.п.

Из материалов нынешней проверки следует, что сотрудники ЦОССУ не владели навыками оказания первичной реанимационной помощи, экстренной неотложной помощи детям, находящимся в критическом состоянии. Не проводилась плановая госпитализация воспитанников, подлежащих реабилитационному и восстановительному лечению, и многое другое. Еще раз напомним, что в ЦОССУ находились 105 детей с особенностями развития — с ДЦП, олигофренией, гидроцефалией, тяжелой умственной отсталостью, шизофренией, эпилепсией. Кстати, по информации редакции, сведения о воспитанниках до июня 2020 года отсутствовали в ИС «Регистр прикрепленного населения» (РПН – это единая централизованная информация база данных о фактическом количестве прикрепленного населения к каждой организации здравоохранения, оказывающей первичную медико-санитарную помощь в рамках ГОБМП).

Аналогичные нарушения были выявлены прокуратурой области еще в прошлом году. Информацию тогда направляли на имя заместителя акима ВКО Асем Нусуповой. Она занимала это кресло с ноября 2016 года по декабрь 2019-го.

Сейчас Асем Нусупова – вице-министр здравоохранения РК.

Из документа, к примеру, следует, что на протяжении последних 10 лет отсутствует педиатр, детский невропатолог и психиатр. Фактически работали специалисты-совместители взрослого профиля (на 0,5 ставки). Не велась учетная медицинская документация, в картах отсутствовали сведения о длительности лечения детей по нозологиям, не отмечалась динамика наблюдения после назначения препаратов и т.д.

«Это, свою очередь, привело к незаконной вакцинации шести детей, страдающих эпилепсией, адсорбированными препаратами, которые могли нанести вред их здоровью», — говорится в прокурорском представлении.

Однако меры для устранения изложенных нарушений, как предписывали прокуроры, так и не были приняты, последовало лишь увольнение Кайрата Темирханова, руководившего с 2011 года ЦОССУ. Чиновники региона попросту закрыли глаза на имеющиеся нарушения. Интересно, знала ли об этих проблемах, будучи на посту главного педиатра области с 2017 года, Шолпан Макашева — нынешний директор ЦОССУ?

Не менее интересные факты, как стало известно редакции, тогда же откопала и прокуратура района.

«…В старом корпусе отсутствуют пандусы, со второго на первый этаж детей спускают на руках. <…> В штатном расписании ЦОССУ предусмотрены пять единиц машинистов-кочегаров с годовым фондом оплаты труда в размере 3 424 000 тенге. Работа машинистов-кочегаров относится к сезонным работам, и целый год держать в штате пять кочегаров — это неэффективное использование бюджетных средств, тем более приказа об использовании указанных работников на других работах не имеется», — указано в документе. 

К кому на сей раз примерять роль формального «козла отпущения», ну, или кого принесут «в жертву» в связи со смертью детей? Нянечку, воспитателя, штатного врача или рыбку чуть покрупнее, районного масштаба. К примеру, бывшего и.о. директора Жанар Мустафаеву или главврача Аягозского ЦРБ (хотя поговаривают, что у него якобы «крыша» хорошая, депутатская, якобы родственник ). А может, принесут в жертву чиновника областного масштаба? Кстати, к главврачу Шалкару Омарову у редакции накопилось много вопросов: и по жалобам медперсонала ЦРБ касательно «ковидных» выплат, и по поводу последних случаев смерти рожениц в больнице. Но это уже другая история…

В устах невежд она — всегда

Что касается смерти воспитанников Аягозского детского ЦОССУ, то теперь слово за главой региона. Пока вспомним, как комментировали смерть детей ответственные должностные лица.

Заместитель акима Восточно-Казахстанской области Алишер Мархабат, ссылаясь на заключение врачей, заявил, что «дети умерли в связи с осложнениями врожденных заболеваний». С ними же он связал крайнее истощение умерших.

Главный врач Аягозской ЦРБ Шалкар Омаров: «Дети умерли в течение месяца, в разные дни, вследствие основного врожденного неврологического заболевания с тяжелыми пороками развития»

Главный педиатр ВКО (ныне – директор Аягозского детского ЦОССУ) Шолпан Макашева: «По результатам проверки установлено, что смерть детей произошла из-за отягощенного коморбидного фона, сочетанной врожденной патологии с пороками развития на фоне кохексии с развитием полиорганной недостаточности. <…> Дети получают весь объем медицинских и социальных услуг, они находятся под круглосуточным наблюдением работников учреждения».

Руководитель Управления координации занятости и социальных программ ВКО Жасулан Сарсебаев: «Для изучения случаев смерти в Аягозском детском центре по поручению акима ВКО незамедлительно была создана межведомственная комиссия. Комиссией установлено, что дети скончались в результате основных тяжелых и сопутствующих заболеваний».

Заместитель руководителя управления координации занятости и социальных программ ВКО Айнур Султанова: «Заболевание корью и истощение не обнаружено. Смерть наступила вследствие основных и сопутствующих заболеваний»

Бывший вице-министр здравоохранения РК Людмила Бюрабекова: «Отягощенный коморбидный фон, сочетанные врожденные патологии с пороками развития на фоне тяжелой бактериальной пневмонии и кахексии, с развитием полиорганной недостаточности явились причинами смерти детей на уровне Аягозской межрайонной больницы. Исход заболевания во всех случаях был не предотвратим на этом этапе. Исход заболевания умерших не связан с корью. По ведению больных на уровне межрайонной больницы Аягозского района дефектов не выявлено. Таким образом, на уровне межрайонной больницы Аягозского района дети скончались вследствие основных и сопутствующих заболеваний, в том числе тяжелых врожденных патологий».

20 ноября в ходе пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций аким ВКО Даниал Ахметов заявил: «Благодарен героическому, я не побоюсь этого слова, героическому труду работников этого учреждения (Аягозского детского ЦОССУ – прим. Total.kz), которые выдержали и навал прессы, когда они обвинялись в том, что они якобы похищают продукты питания и так далее. Я благодарен этим работникам, которые, несмотря на сложности, работают, и работают героически, выполняют свои задачи».

Интересно, что теперь скажет глава региона? Сможет ли он вместе со своей свитой «героически» объяснить, каким образом детям были нанесены тяжелые травмы, приведшие в итоге к их смерти. Ну или подать в отставку. Тоже героически.

Источники фото: factum.kz, zakon.kz, vkgu.kz, yk-news.kz, pm.kz. Перепечатка материала возможна только с письменного разрешения редакции ИА Total.kz.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×