Топ-100 Уранхаев & Жазыкбаев: как прикрыть жену акима?
  • 07 октября, 17:08
  • Астана
  • Weather icon +14
  • 481,84
  • 531,33
  • 5,07

Уранхаев & Жазыкбаев: как прикрыть жену акима?

Абайская область может стать одним из ярких примеров сопротивления политическим реформам Касым-Жомарта Токаева.

Президент РК Касым-Жомарт Токаев требует от чиновников перестроиться и работать по-новому в соответствии с целями и установками Справедливого Казахстана. Однако на местах этому отчаянно сопротивляются, пытаясь оставить все, как было при старых порядках. Смертельное ДТП с участием водителя служебного авто акима Аягозского района Абайской области Сеилбека Искакова стало зеркалом, в котором отразились чиновничьи пороки, от которых глава нового региона Нурлан Уранхаев почему-то не спешит избавляться, передает корреспондент Total.kz.

Напомним, очередной вопрос с подвохом глава государства задал премьер-министру Алихану Смаилову на недавнем расширенном заседании правительства. Президент начал с недовольства граждан работой правительства и акимов на всех уровнях, которое вполне обоснованно, так как ситуация в экономике ухудшается, качество жизни казахстанцев падает.

«Хочу получить искренний ответ от премьер-министра: можно ли вступить в новый год с этим составом правительства? Может ли правительство реализовать предвыборную программу президента? Может ли правительство противостоять всем экономическим угрозам изнутри и снаружи? Мне кажется, что эти вопросы должны быть тщательно обсуждены во время консультаций главы государства с премьер-министром и депутатами парламента», — обратился Токаев к Смаилову.

Позже премьер-министр переадресовал этот же вопрос Кабмину и акимам.

«Глава государства ждет от нас четкого ответа на вопрос — можно ли вступить в новый год с этим составом правительства. Я, как премьер-министр, сделаю все, чтобы поставленные президентом задачи были исполнены и эффективно решены. От каждого члена правительства, находящегося здесь, ждут эффективной работы, чтобы результат работы почувствовал каждый казахстанец. Требования очень высокие. Те, кто не уверен в своих силах и не может принимать решения, можете уже сейчас освобождать место. Продолжим работу только с теми, кто болеет за народ, принимает смелые решения и несет за них ответственность», — заявил Смаилов.

Поскольку никто из министров или акимов не подал в отставку, следовательно, они подают обществу сигнал, что справятся с реализацией предвыборной программы Токаева. Короче, готовы к строительству нового справедливого общества.

Как нам представляется, темп в этом движении к светлому будущему должны задавать новообразованные регионы — они-то, по сути, вольны начинать с чистого листа, избавляясь от старых, пропитанных коррупционной культурой кадров. Однако недавний скандал, который пытаются замять на уровне аппарата акима Абайской области Нурлана Уранхаева, показывает, что здесь перестраиваться и играть по-новому не готовы. Но обо всем по порядку.

Своих не сдаем?

21 августа 2022 года в социальных сетях появилась информация о том, что служебный автомобиль акима Аягозского района Сеилбека Искакова Toyota Land Cruiser 100VX (серебристого цвета, ГРНЗ 039 АА 16), следуя по трассе в столицу, попал в дорожно-транспортное происшествие (ДТП), в результате которого погиб человек. В момент аварии в салоне машины находились две пассажирки, одна из них супруга главы Аягозского района. Чтобы подтвердить или опровергнуть информацию, редакция Total.kz направила ряд запросов. Из полученных ответов, письменных и устных, вырисовывается следующая картина. 

19 августа 2022 года водитель Нурлан Омаргазин на служебном автомобиле был направлен в командировку в Астану с 19 (пятница) по 22 августа (понедельник). Официальная цель поездки — выполнение срочного поручения акима Аягозского района по доставке документов в Министерства сельского хозяйства, также культуры и спорта РК.

При этом информация в разных источниках о том, кто подписал приказ о командировке, противоречивая. Так, по данным Агентства РК по делам государственной службы, это был приказ руководителя аппарата акима Аягозского района Карлыгаш Рысбеккызы, а по утверждению руководителя аппарата акима области Абай Жасулана Сарсебаева — на основании приказа акима Аягозского района Сеилбека Искакова.

Выехал водитель на служебной машине, как утверждает заместитель акима Аягозского района Нурлан Кобжасаров, без какого-либо сопровождения.

«Как известно со слов водителя, посадка пассажиров была осуществлена им по пути следования в город Нур-Султан», — объясняет появление женщин в этой истории с доставкой срочной почты чиновник.

Позже в акимате пояснили, пассажирки стояли вдоль трассы и ловили попутку. Увидев их, сердобольный водитель остановился и решил забрать до столицы. Но, как удалось выяснить корреспонденту редакции Total.kz, альтруизм Омаргазина мог объясниться проще — этими голосующими на обочине пассажирками были супруга акима Аягозского района Сеилбека Искакова — Бакытгуль и, предположительно, ее близкая подруга — супруга и. о. начальника Аягозского РЭС Жекена Саркытбаева. И якобы мужья женщин не знали, что их благоверные укатили в столицу.

По дороге в столицу женщины якобы заехали в село Косагаш на поминки бывшего акима Косагашского сельского округа Бекбая Казова, умершего осенью прошлого года. Говорят, он был сватом акима Аягозского района. После поминок Нурлан Омаргазин и супруга акима Аягозского района с подругой продолжили поездку, а на автодороге Караганда — Аягоз — Бугаз в 5 километрах от села Шешенкара в 21:20 служебная машина выехала на полосу встречного движения и столкнулась с другим автомобилем марки Nissan Primera. В результате ДТП два водителя и пассажиры (четыре женщины и ребенок) попали в Центральную районную больницу Бухар-Жырауского района. Водитель Nissan Primera скончался в больнице, не приходя в сознание, а Нурлан Омаргазин получил травму позвоночника. Через день его уже перевели в многопрофильную больницу №1 Караганды.

Кстати, в департаменте полиции Карагадинской области, куда редакция Total.kz обратилась с запросом, категорически отказались предоставлять информацию о пассажирах, которые находились в салоне служебного автомобиля во время ДТП. Отказались отвечать и на вопрос, являются ли они сотрудниками ГУ «Аппарат акима Аягозского района». Заместитель начальника ДП Карагандинской области, полковник полиции Абиль Абильдин сослался на статью 201 Уголовно-процессуального кодекса РК.

Сомнительная командировка

Словом, итоги этой поездки неутешительные — причинен вред здоровью пассажиров, один из водителей погиб, второму предстоит пройти долгую реабилитацию из-за травмы позвоночника, а в дальнейшем ему грозит лишение свободы на срок до пяти лет с запретом на определенные должности или определенную деятельность на срок до пяти лет (ч.3 ст. 345 УК РК). Помимо этого необходимо возместить материальный ущерб семье погибшего и пассажирам, отремонтировать служебную машину. Срочная корреспонденция так и не была доставлена в срок (интересно было бы узнать о последствиях), плюс необходимо оплатить больничные Нурлану Омаргазину. К слову, в случае водителя также было нарушено и трудовое законодательство. Во-первых, в его должностной инструкции нет обязанностей по доставке корреспонденции, во-вторых, ежедневная продолжительность управления автомобилем не должна превышать 9 часов.

Нужно также учесть и расходы по доставке корреспонденции: водителю были выплачены из бюджета суточные за четыре дня — 24 504 тенге, расходы на проживание за три дня — 55 134 тенге. Так как поездка выпала на выходные, то нужно оплатить зарплату в двойном размере. Также надо учесть расходы на горюче-смазочные материалы. Расстояние от Аягоза до столицы и обратно составляет примерно 2000 километров.

Кстати, с расходами на бензин также складывается интересная ситуация. По информации заместителя акима Аягозского района Нурлана Кобжасарова, годовой норматив ГСМ для Toyota Land Cruiser 100VX составляет 5221 литр, и командировка была осуществлена за счет этого лимита. По данным сайта государственных закупок акимат закупает бензин АИ-92 только у местного поставщика — Полного товарищества «Ергалий и компания» (из одного источника). Компания не имеет разветвленной сети автозаправочных станций, к примеру, в Карагандинской или Акмолинской областях, либо в Астане. Предположим, водитель заправил полный бак на АЗС ПТ, но этого топлива не хватит на всю поездку. А значит, в дороге придется уже заправляться на других станциях. Получается, что командировка не могла быть осуществлена за счет этого лимита, как утверждает чиновник. То есть плюс к вышеперечисленным расходам нужно добавить затраты на ГСМ (из расчета 20 литров АИ-92 на 100 километров, то примерно 60 тысяч тенге). Как видим, сомнительная командировка обошлась государственной казне в круглую сумму. 

Между тем аппаратом акима Аягозского района заключен договор по закупке услуг связи по пересылке почтовых отправлений с восточно-казахстанским филиалом АО «Казпочта» еще в 2021 году. Договор позже пролонгировали, сумма на 2022 год составила 200 тысяч тенге. То есть корреспонденцию могли отправить через АО «Казпочта», тем более что у них есть ускоренная доставка. Кроме того, можно было отправить специалиста канцелярии в командировку — на поезде, к примеру. Оба варианта обошлись бы дешевле и безопаснее.

Уловки чиновников

Историю с ДТП на первом же этапе попытались скрыть, однако она попала в социальные сети. Так как в соответствии с законом РК «О государственной службе» использование служебного транспорта в личных целях не допускается и предусматривает привлечение к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения лица, нарушившего установленные правила, редакция Total.kz обратилась за комментариями к акиму области Абай Нурлану Уранхаеву.

7 сентября редакция получила ответ за подписью и. о. заместителя руководителя аппарата акима области Абай А. Карымсакова. В аппарате акима предпочли информацию не предоставлять, сославшись на всемогущую «тайну следствия» — по факту ДТП заведено уголовное дело. Однако в запросе от Total.kz не было ничего, что трактовалось бы как вмешательство в ход следствия. Что изменится в этом уголовном деле, если общественность будет знать, кто ехал вместе с водителем Омаргазиным на служебной машине аппарата акима Аягозского района? Словом, налицо нарушение аппаратом акима области Абай закона РК «О государственной службе».

Впрочем, в случае с Нурланом Уранхаевым, акимом Абайской области, к подобной тактике замалчивания или даже отрицания очевидного привыкать не приходится. Уранхаев прославился на посту главного архитектора Астаны как вдохновитель уничтожения озера Талдыколь, отрицая при этом, что засыпка водоема строительным мусором вообще происходит. В СМИ и в социальных сетях писали, что за Уранхаевым тянется шлейф с якобы незаконно предоставленными участками земли в Алматы в районе ТЭЦ-2, которую как раз намерены реконструировать под газ, а территорий для этого не хватает. Попадал он и под подозрение борцов с коррупцией по факту хищения 20 миллионов  тенге, выделенных из бюджета на ревизию земельных участков в столице.

Но вернемся к Аягозскому району. Стало известно, что, несмотря на общественный резонанс, служебное расследование по вышеуказанному факту не проводится, а аким Аягозского района Сеилбек Искаков и руководитель аппарата акима Аягозского района Карлыгаш Рысбеккызы (кто-то из них же подписал приказ о командировке!) не отстранены от исполнения должностных полномочий на время проведения следствия. К тому же была вероятность того, что указанные лица будут препятствовать объективному расследованию, учитывая тот факт, что были приняты попытки снять публикацию с интернет-ресурса Total.kz и отозвать запрос в акимат области Абай, предлагая «простить акима», а взамен обещая «сделать все, что мы пожелаем». И только после официальных обращений редакции было проведено т.н. служебное расследование.

Так какое же наказание понесло в итоге руководство акимата?

«За ненадлежащее исполнение обязанностей распоряжением акима области Абай от 13 сентября 2022 года № 66–л/с  акиму Аягозского района  Искакову С.А. наложено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора. Также сообщаем, что акиматом Аягозского района назначено служебное расследование в отношении руководителя аппарата акима Аягозского района Рысбеккызы Карлыгаш. В настоящее время распоряжением акима Аягозского района руководитель аппарата акима района Рысбеккызы Карлыгаш временно отстранена от исполнения должностных полномочий с 14 сентября 2022 года до завершения проверочных работ», — сообщил руководитель аппарата акима области Абай Жасулан Сарсебаев. 

Позже среди жителей Аягоза поползли слухи о том, что позволило главе района выйти практически «сухим из воды»: якобы «нашли общий язык» с сотрудниками уполномоченного органа в сфере государственной службы (речь шла о суммах от 5 до 10 миллионов тенге). Кстати, редакция обратилась к пресс-секретарю — директору департамента по связям с общественностью АДГС Арай Избаеву с просьбой прокомментировать ситуацию и объяснить, почему выбрали «слишком мягкое» наказание в отношении чиновника. Он пообещал обсудить этот вопрос с руководством и предоставить комментарий на следующий день, однако после просто-напросто перестал отвечать на звонки. Спустя неделю он сообщил в WhatsApp, что заболел. Через две недели мы еще раз попытались связаться с ним, но попытки оказались тщетны — пресс-секретарь снова пропал, пообещав уточнить.

Когда кадры поют романсы

Ситуация с отстранением руководителя аппарата акима района Рысбеккызы Карлыгаш также вызывает массу вопросов. Из ответа за подписью руководителя аппарата акима области Ж. Сарсебаева следует, что «руководитель аппарата акима Аягоз Қ. Рысбекқызы приступила к исполнению служебных обязанностей с 19 сентября 2022 года», а по информации АДГС — «в связи с окончанием служебного расследования и принятием 22 сентября 2022 года дисциплинарной комиссией решения о наложении на Рысбекқызы К. дисциплинарного взыскания, она с этого же дня приступила к исполнению служебных обязанностей». Позже чиновники области Абай попытались объяснить это «технической ошибкой в записи». Между тем журналисты редакции Total.kz 21 сентября застали «по телефону» Карлыгаш Рысбеккызы на рабочем месте и даже записались на прием к ней в тот  же день.

А 19 сентября она сопровождала акима Аягозского района Искакова на встрече с многодетными матерями, о чем есть информация на странице отдела внутренней страницы Аягозского района в социальной сети Facebook. Но чиновники нашли и этому объяснение: мол, была как житель района и не проводила работы в соответствии со своими служебными обязанностями.

К слову, на этой должности Карлыгаш Рысбеккызы усердно трудится с декабря 2010 года, ровно 12 лет (в структуре акимате она работает уже 22 года, с 2000-го). Близкие родственники также идут по ее стопам. К примеру, руководитель отдела ЖКХ, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жилищной инспекции Аягозского района Думан Ргаев — двоюродный брат Карлыгаш Рысбеккызы. Их отцы — Рысбек Рахимгалиевич и Болаткан Рахимгалиевич — родные братья.

Упомянутый нами руководитель аппарата акима области Абай Жасулан Сарсебаев — также небезызвестный региональный чиновник. Напомним, в 2020 году он занимал пост руководителя управления координации занятости и социальных программ Восточно-Казахстанской области. В апреле того же года внезапно друг за другом умерли четыре воспитанника Аягозского детского центра оказания специальных социальных услуг (ЦОССУ). Ситуация вызвала широкий общественный резонанс, а результаты судебно-медицинского исследования с эксгумацией трупов умерших детей показала наличие тяжелых телесных повреждений: у первого воспитанника (2006 года рождения) ушиб головного мозга, субарахноидальное кровоизлияние, закрытая черепно-мозговая травма (ЗЧМТ), у второго (2009 года рождения) — ушиб головного мозга, перелом свода и основания черепа, ЗЧМТ, у третьего (2008 года рождения) — ушиб головного мозга, субарахноидальное кровоизлияние, перелом основания черепа, ЗЧМТ. Четвертый ребенок (девочка, 2012 года рождения) умер от истощения: дефицит массы тела составил более 60%. Официальные должностные лица в ВКО при этом в один голос озвучивали в СМИ версию, что дети скончались от своих хронических заболеваний. Кем и при каких обстоятельствах детям были нанесены тяжелые телесные повреждения — неизвестно, дело благополучно закрыли. 

Тогда Жасулан Сарсебаев заявил прессе, что за допущенные нарушения, выявленные комиссией Министерства труда и социальной защиты населения РК в ходе проверки с 20 мая по 6 июня, директор Аягозского детского ЦОССУ Нурлан Кантаев привлечен к дисциплинарной ответственности (выговор и строгий выговор) и уволен по отрицательным мотивам. Однако, как выяснилось позже, информация не соответствовала действительности: Нурлан Кантаев ушел по собственному желанию (он представил подтверждающие документы СМИ).

Что же до самого Сарсебаева, то в связи с нарушением требований Этического кодекса государственного служащего акимат ВКО привлек его к дисциплинарной ответственности, вынеся выговор. При этом Совет Агентства РК по делам государственной службы в ВКО рекомендовал вынести ему строгий выговор. Но эта рекомендация была проигнорирована.

Вот такой заповедник «старо-казахстанских» чиновников обнаруживается в новой Абайской области. При этом тщательно оберегается руководством уполномоченного органа по делам госслужбы, не давая даже волосу упасть с голов засидевшихся на госслужбе граждан, использующих свое положение в личных целях — сгонять на служебной машине на поминки в соседний аул, прокатиться с ветерком до столицы. А то, что по дороге убили или покалечили кого-то, — так это же простые смертные, с ними никогда не считались.

Впрочем, в АДГС оберегают старые порядки (или закрывает на них глаза) не только в новой вотчине Нурлана Уранхаева. Еще памятен скандал с заместителем самого Дархана Жазыкбаева — небезызвестной в Instagram-тусовке своими дорогими украшениями и купленным в заграничных поездках богатым гардеробом Айнур СергазиевойПричем, как отмечалось, места посещений совпадали с заграничными командировками главы холдинга «Зерде» Армана Абдрасилова

Скандал позже замяли. А в АДГС пришли к мнению, что Сергазиева обладает всеми качествами, присущими каждому государственному служащему, как профессионализм и ответственность, законопослушность, добросовестность и этичность, патриотизм, инициативность. А вопрос правдивости ее слов касательно аксессуаров и украшений общественности предложили рассматривать в гражданско-правовом поле. 

К слову, нынешний заместитель Жазыкбаева — Айнур Сергазиева — передислоцировалась в АДГС из Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде» незадолго до истории с результатами проверки Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета и проверки ее причастности к многомиллионным финансовым нарушениям. Примечательно, что в случае с Сергазиевой будто заранее подразумевалась схема по ее выводу из состава холдинга «Зерде». В СМИ и социальных сетях активно обсуждали заключенное с ней дополнительное соглашение, согласно которому она получала компенсацию в сумме шестимесячного оклада в случае увольнения. Причем неважно, по инициативе работодателя или по собственному желанию. Что, собственно, и произошло.

В общем, как руководство страны рассчитывает построить «Жаңа Қазақстан» — новое справедливое государство, с таким мышлением госслужащих на местах и во главе агентства, которое должно их вроде как контролировать, — решительно непонятно.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×