Топ-100 МОН РК: найдем методы против тех, кто «выкручивает руки» с «Күнделік»
  • 03 мая, 04:22
  • Астана
  • Weather icon +2
  • 443,37
  • 474,49
  • 4,83

МОН РК: найдем методы против тех, кто «выкручивает руки» с «Күнделік» Эксклюзив

Фото: ult.kz

Никто не ожидал, что «Күнделік» станет номер один в Казнете.

Почему казахастанские учителя вынуждены заполнять электронный журнал «Күнделік» по ночам, а министерство выбрало именно эту систему на базе российского продукта «Дневник.ру»? На эти и другие вопросы редакция Total.kz попросила ответить вице-министра образования и науки по цифровизации Рустема Бигари.

ТОТАЛ: Учителя жалуются, что им приходится заполнять «Күнделік» вне школы.

БИГАРИ: Объективная причина — недостаток компьютеров. По данным, которые предоставляют нам акиматы, порядка 70 тысяч компьютеров не хватает. Получается такая картина. Акиматы говорят: у нас готовность 70-80%, а кто-то вообще заявляет о 100% готовности. А на самом деле в методическом кабинете ставят, в лучшем случае, два компьютера или их вообще даже нет, и начинают «прессовать» учителей. Это можно даже online показать: наполняемость оценок в течение дня — пусто, ночью — до 500 входов в минуту, иногда до пяти тысяч человек доходит в час. Люди сидят и забивают оценки. Эти вопросы сейчас поднимаем. Зачем говорить, что обеспечили школу техникой, и нам же потом жаловаться о плохом внедрении? Из-за этого — вся проблема. Если в школе нет доступа к широкополосному интернету, нет техники — не надо приказывать учителям заходить со своих смартфонов. Не заполняйте «Күнделік», если в школе нет компьютеров и интернета. Министерство образования и науки по этому поводу издало приказ № 502.

ТОТАЛ: Если нет доступа к интернету в школах, зачем было ставить телегу впереди лошади?

БИГАРИ: В 2017 году был проект прямых трансфертов из республиканского бюджета. На три года акиматам выделялись деньги, на которые они должны были закупить технику, дать широкополосный доступ к интернету. После того как акиматы отрапортовали о подключении, был пилот по внедрению системы «Күнделік».

ТОТАЛ: Есть факты, когда в момент внедрения «Күнделік» как пилота учителей заставляли собирать индивидуальные идентификационные номера родителей и самим заходить в систему, чтобы показать: все здорово, и большое количество людей пользуются электронными дневниками.  Для чего?

БИГАРИ: Я работаю здесь с июня этого года, я вам могу точно сказать… Вообще, понимаете, сейчас нет такой гонки, чтобы «умрите, но заполните, сделайте». Я найду методы в отношении тех, кто любит выкручивать руки. Когда будет полное обеспечение техникой, когда связь будет стабильной, тогда можно о чем-то говорить.

ТОТАЛ: Почему именно «Күнделік»? Ведь он больше похож на социальную сеть. И зачем там размещают непонятную рекламу, например, рекламу Qiwi-кошелька?

БИГАРИ: Ну… (замолчал – прим. Total.kz), тут надо смотреть. Потому что до этого еще хуже реклама была, еще хуже были вещи. Продукт бесплатный, и, чтобы как-то компенсировать свои затраты, компания за счет рекламы будет возвращать эти деньги. Это предмет разговора с поставщиками, чтобы они к рекламе ужесточили требования.

ТОТАЛ: Зачем в «Күнделік» графа «место работы родителей»? Министр Сагадиев сказал, что даже бумажная справка незаконна, а теперь эти данные требуют в электронном формате. В Алматы, вообще, запрашивают сведения даже об отчиме или мачехе, проживающих с ребенком.

БИГАРИ: Это не мандаторные вещи, те, которые должны быть обязательно. Должны быть оценки, предметы и учитель. Но с точки зрения компании, например, я бы эти сведения для потенциально таргетированной рекламы собирал, рассматривал. Но мы этого не требуем, и эти поля необязательные.

ТОТАЛ: От учителей требуют заполнения этих полей. Нельзя ли их вообще убрать? Министр сказал убрать, но они до сих пор присутствуют.

БИГАРИ: Мы можем и убрать. Перед учебным годом ресурс проходит аттестацию в КНБ на информационную безопасность. В это время нельзя вносить какие-либо изменения, к сожалению. После мы вернемся к этому вопросу. 

ТОТАЛ: Вот что пишут в учительских чатах: «В конце каждой четверти мы должны распечатать данные с электронного журнала, прошить и сдать». Вопрос к вам: для чего?

БИГАРИ: Когда запускали приказ о том, где функционирует электронный дневник и не допускается его ведение в бумажной форме, директора школ и учителя сами просили оставить эту возможность. У них такое недоверие к системе, что «облачно» может храниться не то что более 75 лет, как архив, а вечно.

ТОТАЛ: До окончания четверти система показывала баллы за контрольные, как только выставили четвертные оценки, баллы за последние две-три контрольных исчезли. Что это было?

БИГАРИ: Каждый случай надо разбирать. Это, возможно, было во второй четверти в прошлом году.  Это не проблема «Күнделік». Это произошло при переходе на измененную методику оценивания. «Күнделік» вовремя не уведомили, и в это время у них пропали оценки. Но это оперативно исправили.

ТОТАЛ: Учителя жалуются, что они даже ночью не могут войти в систему «Күнделік».

БИГАРИ: Никто не ожидал, что «Күнделік» станет номер один в Казнете. Более полутора миллиона заходов в день. Мощностей, которые выделены НИИТ, становится недостаточно, именно из-за этого возникают проблемы стабильной связи. Министерство информации и коммуникаций сейчас занимается. Что такое пропускная способность? Это когда в одну маленькую дверь пытаются выйти тысяча человек. Ну, она, конечно, не справляется. 

ТОТАЛ: Уже есть факты, когда учителей наказывали за то, что они вовремя не заполняли «Күнделік», несмотря на отсутствие в школе компьютеров и плохого интернета.

БИГАРИ: Со стороны министерства направлено письмо в регионы, непосредственно в управления образования, что никакого мониторинга наполняемости, активности в системе не ведется. К нам тоже поступило несколько обращений. После них мы ответили заявителю: такие действия руководства школ и управлений образований не подкреплены никакими нормативами. Это уже прямая ответственность администрации школы и местных исполнительных органов.

ТОТАЛ: А почему вообще «Күнделік»? Это же фактически «Дневник.ру».

БИГАРИ: Потому что это единственный ресурс, который был бесплатным. Его альтернатива — «Білім ал» — была платной. У них было около 100 с лишним школ, насколько он отечественный или не отечественный — вопрос спорный. Как специалист по IT-безопасности хочу сказать: очень сложно назвать в этой сфере продукт стопроцентно отечественный. Это даже экономически невыгодно.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×